Естественное освещение было частью истории архитектуры с момента ее зарождения, и его эволюция следовала за техническими, культурными и социальными достижениями. Давайте сделаем краткий экскурс в эту эволюцию.
В древних цивилизациях, таких как египетская, свет не только выполнял практическую функцию, но и имел сильный символизм. Это очевидно в таких храмах, как Абу-Симбел, где солнечные лучи освещали священные статуи в определенное время года, что придавало духовную нагрузку использованию света. Греки, со своей стороны, использовали свет, чтобы подчеркнуть пропорции и баланс в своих храмах, таких как Парфенон. Римляне усовершенствовали технику с помощью таких элементов, как окулус Пантеона, который не только освещал внутреннее пространство, но и связывал здание с космическим и божественным.
В средние века свет приобрел мистическое измерение, особенно в религиозной архитектуре. Готические соборы, такие как Нотр-Дам, были спроектированы так, чтобы подниматься в небо. В них окна и окна-розетки фильтруют свет сложными многоцветными узорами. Этот свет не только имел практическую функцию, но и укреплял духовный символизм божественности и трансцендентности.
В эпоху Возрождения были восстановлены классические принципы пропорции и гармонии. Такие архитекторы, как Браманте и Микеланджело, включили в свои проекты купола и мансардные окна, чтобы оптимизировать проникновение естественного света в такие здания, как базилика Святого Петра. Позже, в эпоху барокко, свет начал использоваться с драматическим эффектом такими архитекторами, как Бернини. Он играл тенями и светом для создания контрастов, которые подчеркивают ключевые элементы пространства и придают архитектуре театральный характер.
Промышленная революция принесла с собой использование стекла и стали, что позволило создавать большие освещенные пространства, такие как вокзалы, фабрики и теплицы. Выдающимся примером этой эпохи является Хрустальный дворец в Лондоне, где свет, адаптированный к новым социальным и экономическим потребностям, стал одновременно техническим ресурсом и эстетическим инструментом.
В XX веке модернизм сделал свет одним из фундаментальных элементов функционального дизайна. Такие архитекторы, как Ле Корбюзье, оптимизировали использование естественного света с помощью таких решений, как ленточные окна и бриз-солей, которые улучшают внутреннее освещение и повышают тепловой комфорт.
Сегодня экологичность является центральной осью архитектуры, и естественный свет играет жизненно важную роль в этом аспекте при создании энергоэффективных пространств. Такие проекты, как Лувр в Абу-Даби, сочетают энергоэффективность с дизайном, позволяющим максимально использовать солнечный свет. Однако естественное освещение вышло за рамки той духовной роли, которую оно играло в древние времена, и теперь занимает центральное место в обеспечении экологической устойчивости.
Гийермо Феррер, старший архитектор Отдела архитектуры Amusement Logic