Пляжи – это преимущественно туристические направления. Люди, отправляющиеся в отпуск, едут туда, чтобы насладиться солнцем и купанием, а также мягким и приятным песком. В индустрии туризма и отдыха пляжи являются основным ресурсом, поскольку они привлекают множество туристов со всего мира. Однако одной из проблем, стоящих перед этими природными туристическими достопримечательностями и, следовательно, перед сектором туризма и отдыха, является их разрушение морскими течениями.

Действительно, во многих местах планеты эти водные потоки оставляют пляжи без одной из главных их составляющих. А с изменением климата проблема усугубляется и тысячи тонн материала, определяющего пляж, перемещаются по течениям в глубины морей, вдали от берегов. Если к тому же эта эрозия происходит в местах проживания населения рядом с водой, поиск решения гораздо более актуален.

Openstreetmap | CC BY-SA 3.0

Пляжи Гвинейского залива в Западной Африке являются одними из наиболее быстро разрушающихся в мире. От этой проблемы страдают такие страны, как Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун или Экваториальная Гвинея, население которых проживает недалеко от побережья. По оценкам Всемирного банка, на которые ссылается издание Grist, последствия эрозии могут уничтожить до 5% валового внутреннего продукта региона. Тот же источник предупреждает нас о случае Бенина – страны, которая находится в особенно серьезной ситуации. Так, эрозия ежегодно уничтожает до 13 м береговой линии и смывает дороги, дома, средства к существованию рыбаков, а также пляжи. А Лагос, крупный нигерийский город с населением 33 миллиона человек (2015 г.), простирающийся на лагунах на высоте нескольких метров над морем, подвергается серьезному риску.

Среди распространенных решений, применяемых властями, — строительство волнорезов перпендикулярно берегу или забор песка с глубины для последующей выгрузки на пляжи искусственным путем. Оба случая представляют собой решения проблемы, которые порождают новые проблемы. В случае с волнорезами, волноломами и причалами, помимо стоимости их строительства, проблема, которую они создают, заключается в том, что они значительно изменяют морскую среду обитания и чистоту пляжного ландшафта. В то же время хотя они и предотвращают эрозию в местах, где они установлены, они переносят ее в другие места.

С другой стороны, реконструкция пляжей путем добавления песка (то, что по-английски известно как beach nourishment – «питание пляжа») — метод, имеющий огромные экономические затраты; более того, это вопрос времени, когда намытый песок снова исчезнет с пляжа вследствие той же эрозии. В связи с этим предполагается, что реконструкция пляжа позволит решить проблему в течение 5 лет, после чего его придется снова засыпать песком, при условии, конечно, что сильный шторм не унесет вдруг за один день весь намытый песок.

Новая стратегия по спасению пляжей и всего, что вращается вокруг них, будь то туризм, отдых или дома тех, кто живет в их окрестностях, пришла из Нидерландов (которые имеют давнюю традицию защиты побережий). Она известна как «песочный двигатель» (если дословно переводить английский термин «sand engine») и, как правило, заключается в использовании сил природы в пользу сохранения песка пляжей. Фактически, если участок пляжа вытянут в море под определенным углом, естественное действие ветра, волн и приливов толкает его и таким образом действует как «двигатель» для подачи песка.

Первый песочный двигатель был построен в Тер-Хейде (Нидерланды) в период с января по октябрь 2011 года, его стоимость составила 70 миллионов евро. Было перемещено 21,5 млн м3 песка, взятого со дна моря в 5-10 км от берега, который покрыл площадь 128 га. В общей сложности песочный двигатель занял 2,4 км береговой линии и вышел в море на 1 км. Из всего этого песка образовался полуостров в форме крючка. С этого момента природные силы начали делать все остальное.

В конкретном случае Тер Хейде ожидается, что система добавит около 200 гектаров площади пляжа. Кроме того, хотя считалось, что срок действия проекта составит до 20 лет, в 2016 году был сделан вывод, что он продлится еще дольше. Как мы видим, хотя песочные двигатели требуют гораздо больших первоначальных инвестиций, чем традиционные процедуры реконструкции, они, тем не менее, защищают большую часть пляжа и служат гораздо дольше (20 и более лет по сравнению с 5 годами). Хотя первоначальное локальное нарушение довольно велико, экологический стресс ограничивается местом действия. Однако песочный двигатель в долгосрочной перспективе стимулирует биоразнообразие и расширяет пространство местных экосистем.

В 2019 году песочный двигатель был построен в Норфолке, Великобритания, а Всемирный банк профинансировал еще один в рамках плана по борьбе с повышением уровня моря в Западной Африке. В любом случае песочные двигатели работают в районах, где эрозия еще не достигла определенного порога, за которым они бесполезны для восстановления пляжей. В США, например, многие прибрежные зоны находятся на грани исчезновения, поэтому придется искать другие альтернативы для их спасения.

Источники: Grist, Wikipedia.