Иногда архитектурный дизайн здания зависит от обработки бетона, без которого его строительство было бы невозможно. Это случай постнапряженного бетона. Бетон с постнапряжением — это тип бетона, к которому приложены внутренние сжимающие усилия, чтобы компенсировать и уменьшить внешние растягивающие напряжения, которым его подвергает его функция. Эти сжимающие усилия прикладывают к бетонным элементам с помощью ряда стальных тросов, заключенных в пластиковые оболочки и проходящих внутри них. Ряд анкеров на торцах натягивают тросы таким образом, что они сжимают данные элементы с силой, противоположной растягивающим усилиям, которым они подвергаются в конструкции.
Другие архитектурные решения требуют использования предварительно напряженного бетона при строительстве здания. Это система аналогична описанной, с той лишь разницей, в какой момент применяется натяжение тросов. Так, при постнапряжении тросы натягиваются на площадке, во время строительства и после бетонирования детали. В преднапряженном бетоне силы сжатия применяются до его заливки, путем натяжения тросов и при предварительном изготовлении.
Основными преимуществами постнапряженного бетона являются:
- Уменьшение сечения элементов с последующей экономией материалов и затрат, а также более стилизованный и легкий дизайн и архитектура.
- Требует небольшого обслуживания после завершения его строительства.
- И, что более важно, увеличивает срок службы элементов. За счет уменьшения растрескивания, основной причиной которого являются именно силы растяжения, бетон становится менее чувствительным к внешним факторам, порождающим в нем патологии.
Постнапряженный бетон обычно используется при строительстве мостов, виадуков и аэропортов. Однако в последние годы он стал применяться в архитектуре в плитах перекрытий и фундаментах зданий. При этом достигаются большие открытые пространства с уменьшенной толщиной бетонных элементов. Ярким примером применения этого метода строительства является здание Veles e Vents в порту Валенсии (Испания). В нем плиты перекрытий были выполнены с использованием постнапряженного железобетона. Следовательно, здание поддерживается четырьмя большими железобетонными ядрами с пролетами между ними, которые варьируются от 23 до 28 метров, и консолями до 12,80 метров.
Альберто Лопес, старший инженер-конструктор Отдела архитектуры Amusement Logic