В наших городах, прямо на виду, но незаметно, существуют «памятники ничему»архитектурные шрамы, реликвии прошлого, которые, несмотря на полную бесполезность, упорно сохраняются с почти поэтическим упрямством. Японский художник Генпэй Акасэгава назвал такие объекты «томассонами» (Thomasson).

Выбор названия — это уже проявление остроумия и, прежде всего, чувства юмора: Гэри Томассон, звездный бейсболист, был знаменит не своими достижениями, а рекордным окладом, полученным в 1981–1982 годах в Японии, несмотря на то что все это время сидел на скамейке запасных, набирая рекордное количество «страйкаутов» (выбываний без единого удара по мячу).

Так бесполезные архитектурные элементылестница в никуда, балкон без двери, заложенная оконная рама — превратились в томассоны, а Акасэгава возвел их в ранг искусства: не искусства созданного, а искусства обнаруженного, указанного, зафиксированного. Это искусство заставляет нас задуматься о предназначении вещей и находить в абсурде странную, почти меланхолическую красоту.

С тех пор поиск томассонов стал уникальным и вдохновляющим опытом. Обычная прогулка превращается в охоту за концептуальными сокровищами городской архитектуры, которые становятся искусством перед нашими глазами. Все, что нужно — внимательно смотреть: может быть, вы заметите одинокий поручень на стене, где когда-то был пандус, призрачный контур заложенной двери в бетонной стене или подъезд, который отказывается перестать быть подъездом, несмотря на то что никуда не ведёт.

Маноло Барбера, старший специалист по гидравлическому моделированию Отдела архитектуры Amusement Logic

Вам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях