Исследователи воссоздают первый искусственный пигмент в истории, использовавшийся от Древнего Египта до Ренессанса.
Первый синтетический пигмент в истории
Известный как «египетский синий», этот пигмент считается первым искусственным красителем в истории человечества. Его внешний вид характеризуется свинцовым оттенком и несколько приглушенным тоном — хотя его уникальный цвет варьируется от светло-синего, близкого к серому, до зеленовато-серого. Самое древнее свидетельство использования египетского синего, идентифицированная египтологом Лорелай Х. Коркоран из Мемфисского университета, было обнаружено на алебастровой чаше возрастом более 5000 лет, раскопанной в Иераконполисе. Сегодня эта чаша находится в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне. Помимо Египта, следы его использования также были найдены в Восточном Средиземноморье, Ближнем Востоке и на границах Римской империи.
Тайны производства египетского синего
Отсутствие древнеегипетских текстов, объясняющих процесс изготовления египетского синего, свидетельствует о том, что его производство передавалось от мастеров к ученикам через практику. Этот пигмент использовался для украшения гробниц, настенных росписей, мебели, статуй и других объектов. Однако пробел в письменных источниках частично заполнил Витрувий, о котором мы уже рассказывали в предыдущих статьях. В своей знаменитой работе «Десять книг об архитектуре» (I век до н.э.), он описал процесс, включающий измельчение меди, натрона и песка, богатого известью. Смесь, сформированная в виде маленьких шариков, нагревалась в печи. Полученный синий пигмент служил заменой дорогих и редких минералов, таких как бирюза или лазурит.

Возвращение египетского синего в Ренессанс
Следующее упоминание об использовании египетского синего появилось всего 5 лет назад, когда итальянские исследователи обнаружили, к своему удивлению, что Рафаэль использовал этот пигмент в фреске «Триумф Галатеи» в Вилле Фарнезина в Риме, созданной в 1512 году. Возможно, художник воссоздал древний пигмент, основываясь на трудах Витрувия. После падения Римской империи египетский синий исчез из искусства и декора — за исключением, возможно, работ Рафаэля — и метод его синтеза был забыт.
Возвращение через современную науку
Однако это многовековое забвение закончилось в мае 2025 года, когда в журнале NPJ Heritage Science была опубликована статья «Оценка изменчивости процесса и цвета в древних и синтезированных египетских синих пигментах». В ней группа исследователей сообщила о успешном воссоздании египетского синего с использованием современных технологий. Авторами работы являются ученые Джон С. Маккой, Эдвард П. Виценци, Томас Лам, Джулия Эсакофф, Трэвис А. Олдс, Лиза С. Хэнни, Мостафа Шериф, Джон Басси, М. К. Диксон Уилкинс и Сэм Керчер из Вашингтонского государственного университета, Музея естественной истории Карнеги и Института консервации музеев Смитсоновского института.
Согласно исследованию, ученые синтезировали 12 вариантов египетского синего, комбинируя кремнезем, известь, карбонат натрия и различные источники меди. В условиях, имитирующих доступные древним мастерам, смеси нагревались до 1000°C в течение периодов от 1 до 11 часов. Воссозданные пигменты стали частью выставки в Музее естественной истории Карнеги, где посетители могут полюбоваться тем же синим, который украшал предметы фараонов и императоров, совершая путешествие в прошлое через науку.
Уникальные свойства египетского синего
Помимо своей исторической ценности, египетский синий вызывает интерес у современных ученых благодаря своим уникальным свойствам, таким как люминесценция в ближнем инфракрасном диапазоне, что делает его полезным в судебной экспертизе и системах безопасности. Однако, возможно, его величайшее наследие заключается в демонстрации того, что древние технологии, хотя и кажутся простыми, скрывают сложность, которую мы только начинаем понимать.
