Рост и демократизация туризма во всем мире привели к появлению множества новых форм путешествий. Сегодня их можно классифицировать по географическому положению, продолжительности, роли туриста, характеру впечатлений, мотивации путешественников, цели поездки и другим параметрам. Однако мы оставим детальную классификацию видов туризма для другого исследования, которым обещаем с вами поделиться. Вместо этого мы сосредоточимся на рекреационном туризме, который, согласно Statista — одному из наших источников, — «относится к поездкам, совершаемым с целью отдыха или удовольствия».
Туризм для отдыха стал масштабным видом деятельности, вызвавшим настоящее экономическое цунами. От круизов по Карибскому морю и поездок в тематические парки и аквапарки до уикенда за городом – по данным Statista, на него приходится «примерно 80% мировых расходов на путешествия и туризм». Более того, этот вид туризма ждет исторического роста. Согласно отчёту, в данном случае от Boston Consulting Group (BCG), по сравнению с 5 триллионами долларов США в 2024 году (или 4,2 триллиона евро, т.е. в 3 раза больше ВВП такой страны, как Испания, в том же году), «туризм в сфере отдыха предложит авиакомпаниям, отелям и другим участникам туристического сектора возможность получить 15 триллионов долларов США [12,8 триллиона евро] к 2040 году — что почти равно ВВП еврозоны Европейского Союза в 2024 году.
Важно уточнить, что прогноз BCG охватывает сектор рекреационного туризма в широком смысле — авиакомпании, отели и т.д. В отличие от этого, журнал Leisure and Tour World прогнозирует, что к 2032 году объем рынка составит 2,3 триллиона долларов США (2 триллиона евро), вероятно, имея в виду только прямые доходы от пакетных туров, туроператоров и услуг размещения в более узком сегменте рынка досуга. Это расхождение само по себе является лучшим свидетельством сложности и многослойности сектора, настолько динамичного, что его трудно охватить одной статистикой. Оба прогноза, с разных точек зрения, подтверждают однозначную тенденцию к росту в отрасли.
Это цунами досуга коренится, помимо прочего, в двух фундаментальных социальных преобразованиях: с одной стороны, появление растущего среднего класса на развивающихся рынках с ненасытной жаждой исследования мира (есть ли кто-нибудь, кто не разделяет этого желания?); с другой стороны, глубокий культурный сдвиг в шкале ценностей, «растущий акцент на впечатлениях, а не на вещах; люди все чаще предпочитают тратить свои деньги на создание хороших воспоминаний». Действительно, в этом виде экономики впечатлений воспоминания стоят дороже, чем материальный объект.
И всё же, расширение рекреационного туризма не зависит исключительно от длительных трансконтинентальных или международных перелетов. Напротив, «внутренние поездки составляют основную часть рекреационного туризма, особенно на развивающихся рынках». Местные и региональные путешественники являются истинной основой этого роста, что становится решающим фактором для направлений, стремящихся реализовать этот потенциал. Однако среди международных путешественников растёт присутствие туристов из Китая, Индии и Саудовской Аравии. Более того, эти путешественники, как правило, моложе и, конечно же, путешествуют с хорошим интернет-соединением. Что касается направлений, «классика» — пляжи, природа и города — сохраняют свою привлекательность.

Анализ демографических групп путешественников выявляет целый спектр мотивов. По данным BCG, миллениалы и поколение Z, социально сознательные представители цифрового поколения, являются самыми влиятельными в мире. Но они не единственные: «Многопоколенческие и смешанные путешествия процветают из-за меняющегося образа жизни, гибкого графика работы и старения населения». В то же время путешествия в одиночку вышли за рамки «ниши» и стали «мейнстримовой тенденцией».
У этих новых путешественников очень четкие ожидания: они требуют безупречного цифрового сервиса, от мобильного бронирования до наличия «суперприложений», и стремятся к максимальной персонализации своего опыта с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Прекрасным примером этого стремления является идея о том, что туристические направления должны уважать культуру, обычаи и ограничения путешественников, как в случае с веганами в гастрономическом туризме. Более того, эти новые туристы больше доверяют рекомендациям своего сообщества, чем традиционной рекламе.
Еще один важный вопрос: способы планирования поездок претерпевают самые серьезные изменения с момента появления интернета. Путешественники больше не просто ищут отель, а вступают в «более глубокие и интерактивные диалоги с поисковыми агентами на основе расширенных языковых моделей». Этот сдвиг настолько глубок, что «может представлять экзистенциальную угрозу для туристических агентств». Действительно, поисковые платформы на базе искусственного интеллекта часто обходят «традиционные агрегаторы» и перенаправляют пользователей на наиболее релевантные предложения.
Однако, что касается этого конкретного вопроса, BCG опубликовала результаты опроса 2024 года, согласно которым путешественники по всему миру в целом считают, несмотря на использование чат-ботов для принятия решений о своих поездках, что «человеческое взаимодействие также особенно важно».
Источники: Boston Consulting Group, Statista, Travel and Tour World.

