Многие наши проекты рождаются из идеи парка, которой еще не существует на рынке… и мы воплощаем её в реальность.
Amusement Logic: Вы получили признание за дипломную работу о американских горках с переменными маршрутами. Как возникла эта инновационная идея? Есть ли шанс, что она воплотится в жизнь?
Оскар Эльгарриста: Во время учебы по промышленной инженерии было очень мало возможностей работать напрямую с аттракционами, поэтому я захотел использовать дипломный проект как отличную возможность. Я предложил горку, позволяющую изменять маршрут в каждом цикле с помощью подвижных путей (switch tracks), которые меняли направление и конфигурацию. Кроме того, была интегрирована технология, позволяющая посетителям через приложение выбирать маршрут для следующего поезда. Это было очень комплексное предложение — не столько с точки зрения немедленной реализуемости, сколько по мультидисциплинарному подходу: механика, электрика, взаимодействие, пользовательский опыт… Сегодня уже существуют подобные аттракционы (горки и flumes), что подтверждает обоснованность той идеи.
A.L.: Вы работали над проектами новых аттракционов для парков, таких как Linnanmäki (Финляндия), Sea World Abu Dhabi (ОАЭ), Gröna Lund (Швеция), Mirabilandia (Италия), Conny-Land (Швейцария)… Какой из этих проектов оказался самым сложным и почему?
О.Э.: Каждый проект имеет свои особенности в зависимости от выполняемой роли. Мне повезло участвовать в значимых проектах как от лица производителей, так и операторов — с Parques Reunidos, Intamin, и сейчас — с RES RIDES. Интересно, что вызовы везде разные. Например, как оператор, вы охватываете широкий спектр задач: разрешения, строительные работы, управление очередями, утилизация отходов… В роли производителя фокус уже — охват меньше, но глубже и сложнее. Однако общее везде — это управление человеческим фактором: людьми, коммуникацией, принятием решений… Ключ — в умении координировать и проявлять эмпатию.

A.L.: Вы работаете инженером проектов в RES RIDES, компании, которая создала, например, Roller Ball M для Conny-Land. Какие технологические тренды вы внедряете в проекты, чтобы выделяться на фоне конкурентов?
О.Э.: Сейчас часто можно встретить одинаковые модели аттракционов в разных парках. В RES RIDES мы стараемся отходить от этого шаблона, делая ставку на уникальные концепции как в физических ощущениях, так и в эстетическом, повествовательном и функциональном дизайне. Мы создаём уникальные решения, удивляющие с первого взгляда — даже до посадки. Нас отличает отсутствие фиксированного каталога: многие проекты рождаются из идеи самого парка, которая еще не существует на рынке… и мы её реализуем.
Например, для Dungeon в Шанхае, оператор Merlin Entertainment хотел свободное падение, но не хватало места для стандартного варианта. Тогда мы разработали уникальный аттракцион со стоячими пассажирами и без ремней — единственный в мире — который вписался в сюжет и соответствовал техническим требованиям. Такие «кастомные» проекты возможны только благодаря высокоспециализированной команде с высоким инженерным уровнем, способной решать задачи, на которые нет готовых решений. Это позволяет нам предлагать по-настоящему уникальные проекты, которые приносят пользу как оператору, так и посетителю.
A.L.: Имея опыт работы директором по безопасности в Parques Reunidos, какие меры вы считаете критически важными для обеспечения безопасности посетителей без потери острых ощущений?
О.Э.: Аттракционы по определению уже проектируются как безопасные — нормативы строгие, и все участники знают свои роли. Я бы сказал, что это одна из наименее тревожащих меня частей системы. Настоящий вызов — это человеческий фактор. Нужно учитывать широкий спектр посетителей (разный возраст, способности, культурный фон…) и подготавливать под это и инфраструктуру, и процедуры. Не стоит забывать и про безопасность сотрудников: операторов, техников, обслуживающий персонал. Ключевое значение имеет политика охраны труда, постоянное обучение и гуманистический подход — только заботясь о людях, можно обеспечить подлинную безопасность, не теряя сути развлечения.
A.L.: Можете привести пример, когда ваша подготовка в области трудовой психологии или эргономики помогла избежать риска?
О.Э.: Период работы в парках вспоминаю с особым теплом — я мог изнутри изучить работу разных зон: аттракционы, рестораны, кухни, магазины… Такое прямое присутствие позволяет понять реальность, а не только следовать инструкциям. Часто укоренившиеся практики вроде «всегда так делали» становятся преградой при внедрении улучшений. Благодаря подготовке в области эргономики и психосоциальной оценки труда — одной из трёх специализаций магистратуры по охране труда — мы смогли пересмотреть процессы с более широкой перспективы, обосновывать решения, вносить небольшие, но эффективные изменения: снижение травматизма, усталости, улучшение координации между разными отделами. И снова — человеческий фактор крайне важен.

A.L.: Как STEM-коммуникатор, как вы приближаете инженерное дело в сфере развлечений к широкой аудитории, особенно к молодёжи?
О.Э.: Моя техническая страсть родилась в детстве — благодаря частым визитам в PortAventura с родителями и бабушкой с дедушкой. Особенно запомнились шоу и экскурсия по стройке в 1994 году — еще до открытия парка. Величие проекта сильно повлияло на меня. С тех пор я строил весь свой путь к цели — работать в этой индустрии.
Сегодня, как инженер досуга, я стараюсь делиться этой страстью с профессионалами и будущими поколениями. С профессиональной стороны я основал Рабочую группу по инженерии досуга в Коллегии промышленных инженеров Каталонии — первую в Испании площадку для тех, кто работает или хочет работать в индустрии аттракционов. Мы организуем курсы, мероприятия, технические визиты, статьи в журнале Fulls d’Enginyeria и многое другое.
Параллельно через платформу adrenalina.cat мы популяризируем STEM в более доступной форме, особенно для молодых, интересующихся технической стороной шоу и аттракционов. Один из самых особенных проектов — документальный сериал PortAventura Casting 95, в котором собраны интервью с артистами и техническими руководителями, стоявшими у истоков парка. Через 30 лет я беседовал с артистами, которых видел ребёнком со зрительного зала, а теперь они — известные телеведущие; и с инженерами и архитекторами, участвовавшими в создании парка: Крейг Ханна и Клифф Уорнер (Universal Studios), инженер Висенс Весес, архитекторы Эмили Трамулас и Джон Кемпер (PGAV) и другие. Это мой способ сказать им спасибо за вдохновение и донести инженерное волшебство до всех — через эмоции, которые я сам испытал.
A.L.: Какие различия вы видите между европейским рынком и, скажем, Ближним Востоком или Азией в ожиданиях посетителей?
О.Э.: Главное отличие — масштаб проектов. На Ближнем Востоке сегодня реализуются проекты, которых трудно представить в Европе, где рынок более зрелый и управляемый. Мы, как производители, всегда смотрим в будущее — проектируем не просто под сегодняшние ожидания, а стараемся создать иконы на годы вперёд. Поэтому важен уникальный подход и адаптация инженерных решений к местным условиям.
В Азии основная трудность не столько в технике, сколько в нормативной среде: сложные, долгие процедуры, строгие инспекции и правительственные согласования сильно замедляют реализацию проектов.
A.L.: Вы работали в Лихтенштейне, Испании, ОАЭ… Как вы справляетесь с культурными и регуляторными различиями в международных проектах?
О.Э.: Работа в мультикультурной среде — обычное дело, особенно на Ближнем Востоке, где команды часто интернациональные, в основном европейские. Главное — доверие и дисциплина. Соблюдать сроки и договоренности, уважать местные процедуры, обеспечивать постоянную и понятную коммуникацию. В инженерии есть универсальный язык — это качество и надёжность.
A.L.: В отрасли, где проекты могут длиться годами и сталкиваться с неожиданностями, как вы сохраняете мотивацию и креативность?
О.Э.: Прелесть этой индустрии — в разнообразии. Я многому научился из каждого проекта и особенно ценю уроки за пределами техники: работа с поставщиками, координация команд, решение проблем…
В детстве я следил за стройкой аттракционов через забор, разглядывал фото, наблюдал за строителями… А теперь, много лет спустя, это уже я — «по ту сторону забора», пока новые энтузиасты наблюдают за нашей работой. Увидеть радость на лицах людей, когда они наслаждаются тем, к чему ты приложил руку — это колоссальная награда. Это и есть источник мотивации — даже в самые напряженные моменты.

A.L.: Куда, на ваш взгляд, движется инженерия досуга? Виртуальная реальность, ИИ, другие инновации?
О.Э.: Думаю, физические ощущения останутся ключевыми в развлечениях. Но при этом растёт разнообразие форматов — и это критично для успеха. Сейчас строится меньше гигантских парков, зато растёт число городских центров развлечений (FEC и др.), которые делают аттракционы доступнее в нестандартных местах. Такие центры требуют от производителей гибкости и способности реализовать инновации в ограниченных и требовательных условиях.
Как бы ни менялся сектор, инженерия досуга останется основой: за каждым объектом или мероприятием стоят инженерные решения. В Испании у нас огромный потенциал — есть все типы объектов: тематические парки, ярмарки, аквапарки, зоопарки, канатные дороги, фестивали, временные конструкции и т.д.
Несмотря на юридические и нормативные сложности, и негативные факторы вроде сезонности, у технических специалистов есть чёткая ответственность: мы оцениваем, проектируем, подписываем. Поэтому мы обязаны — и уже делаем это — вести изменения в отрасли, исходя из профессионализма и опыта.
К счастью, мы уже не одни — появились сообщества для обучения, обмена опытом и сетевого взаимодействия, как Рабочая группа по инженерии досуга. Только через профессиональное объединение мы сможем добиться необходимых законодательных изменений, дающих больше правовой уверенности всем участникам. Цель ясна: построить индустрию, в которой все захотят работать.