От умейской сдержанности до мугальского барокко: каждая эпоха переосмысливает свет с одной целью — связь с вечным. Узнайте, как свет становится символом духовности.

Глубокая связь света и архитектуры

С момента своего возникновения в VII веке исламская архитектура демонстрирует глубокую связь с естественным светом. Вдохновленная кораническим стихом «Аллах — свет небес и земли» (сура 24:35), архитектурная традиция делает свет центральным элементом; через него материальное воплощает священное. На протяжении веков, от Омейядов до Моголов, диалог между материалом и светом принимал разные формы, но никогда не терял своей сути: передать духовное послание.

Глубокая связь света и архитектуры

С момента своего возникновения в VII веке исламская архитектура демонстрирует глубокую связь с естественным светом. Вдохновленная кораническим стихом «Аллах — свет небес и земли» (сура 24:35), архитектурная традиция делает свет центральным элементом; через него материальное воплощает священное. На протяжении веков, от Омейядов до Моголов, диалог между материалом и светом принимал разные формы, но никогда не терял своей сути: передать духовное послание.

Историческая эволюция: от простоты к чувственности

В период Омейядов, в Великой мечети Дамаска (706–715), свет мягко проникал через дворы и высокие окна, создавая спокойную атмосферу, которая направляла взгляд к михрабу.

При Аббасидах и Сельджуках свет стал более драматичным, как в мечети Ибн Тулуна (Каир, IX век) или в пятничной мечети Исфахана (XI–XIII века). Он подчеркивал арки, купола и иваны, усиливая их монументальность в священном пространстве.

В Аль-Андалусе свет фильтровался через перекрывающиеся подковообразные арки в Великой мечети Кордовы, а в Альгамбре он превращался в визуальную поэзию. Во внутренних двориках, таких как Патио львов, или в комнатах, таких как Зала двух сестер, использовались решетки, пруды и своды с мукарнами, чтобы разложить свет на тысячи танцующих частиц.

При османах и моголах архитекторы, такие как Синан, возвели свет до монументального масштаба. В мечети Сулеймание (Стамбул) кольца окон заставляют «парить» купола. В Тадж-Махале белый мрамор и резные узоры рассеивают свет, создавая воздушное сияние, символизирующее вечность.

Жилые пространства: интимность и защита

В таких дворцах, как Топкапы, или в традиционных домах свет приобретает интимный характер. Машрабии — деревянные решетки — фильтруют солнце и проецируют подвижные геометрические узоры, обеспечивая приватность. Внутренние дворики и фонтаны усиливают этот эффект, смешивая свет, воду и растительность в уникальном сенсорном опыте.

В отсутствие изображений свет становится проводником трансцендентного, соединяя человеческое с божественным через священные геометрии и материалы, которые вибрируют под его прикосновением. От умейской сдержанности до мугальского барокко каждая эпоха переосмысливает этот принцип, но всегда с одной целью: использовать свет не для ослепления, а для приглашения к тишине, удивлению и связи с вечным. Сегодня этот наследие учит нас, что архитектура — это прежде всего искусство света и тени.

Гильермо Феррер, старший архитектор в отделе архитектуры Amusement Logic.

Вам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях