Шесть загадочных фигур, сочетающих в себе вечность и повседневность, охраняют порог между священным и мирским. Узнайте, как кариатиды стали символом архитектуры всех времен.

Храм Эрехтейон: место рождения кариатид

Храм Эрехтейон, расположенный на северной стороне Акрополя в Афинах, Греция, бросает вызов времени с момента своего строительства — примерно через две декады после Парфенона — между 421 и 406 годами до н.э. Здание, выполненное в ионическом стиле, получило свое название в честь мифического царя Эрехтея, который вместе с богиней Афиной Полиадой и богом Посейдоном почитался в нем. Однако наиболее интересным элементом, оставившим неизгладимый след в истории архитектуры, является его южный портик.

Шесть девушек, вырезанных из мрамора с горы Пентеликон, поддерживают с математической точностью и одновременно парадоксальной естественностью антаблемент этой части храма. Эти шесть загадочных фигур, сочетающих в себе петрифицированную человечность и выражение, колеблющееся между тривиальным и ироничным, охраняют порог, разделяющий священное и мирское. Это — кариатиды.

Происхождение термина «кариатиды»

Термин «кариатиды» был впервые использован римским архитектором и инженером I века до н.э. Марком Витрувием Поллионом в его труде «Десять книг об архитектуре» — том самом источнике, из которого Леонардо да Винчи взял пропорции для создания своего знаменитого «Витрувианского человека». Согласно Витрувию, кариатиды символизируют наказание и рабство женщин древнего города Карии, расположенного недалеко от Спарты, которые поддержали Персию в греко-персидских войнах (492-449 гг. до н.э.), предав Афины.

Однако археологи ставят под сомнение объяснение Витрувия, так как использование женских фигур в качестве опорных конструкций, колонн, пилястр и декоративных элементов встречается гораздо раньше греко-персидских войн. Одними из самых ранних известных примеров являются находки в Дельфах, включая две кариатиды, охранявшие здание, где хранились дары полиса Сифнос (VI век до н.э.). Подобные образы также встречаются в более древних артефактах, таких как ножки ритуальных сосудов или ручки зеркал из филигранного слоновой кости.

Коры: предшественники кариатид

По данным Музея Акрополя, «замена колонн женскими статуями была распространенной архитектурной практикой в Древней Греции с архаических времен. Эти статуи упоминаются в строительных надписях просто как коры ». В греческом языке коры — это множественное число слова «девушка», и оно относится к типологии скульптуры Архаического периода Древней Греции, представляющей стоящую женскую фигуру.

Среди множества интерпретаций значения кариатид, Музей Акрополя считает наиболее убедительной версию, согласно которой кариатиды были частью «памятника на могиле мифического царя Кекропа» — первого правителя Афин в греческой мифологии. В руках они держали фиалы — простые сосуды, символизирующие возлияния, которыми греки чтили героического царя.

Пропорции и детализация кариатид

Композиция кариатид основана на тщательном изучении пропорций, установленных скульптором Поликлетом Старшим в его Каноне — произведении, сохранившемся лишь в нескольких фрагментах и известном благодаря ссылкам позднейших авторов. Согласно Канону , голова составляет 1/7 часть тела или 14,3% его высоты, что для кариатид Эрехтейона составляет около 2,31 метра. В древности эти шесть женских фигур, одетых в пеплосы и держащих фиалы, встречали прихожан и ценителей своей красочной раскраской.

Эволюция кариатид в архитектуре

Кариатиды начали свой транскультурный путь с VI века до н.э. (или ранее) и стали архетипами, воплощающими синтез функциональности и символического значения. На протяжении истории архитектуры они эволюционировали от архаических форм до формальных эмблем последующих эпох, приобретая разные эстетические и культурные значения. Однако, чтобы не затягивать рассказ, мы оставим исторический путь фигур, первоначально известных как коры и позже как кариатиды, для другой статьи.

Источники: Caryatid vía Wikipedia, Erecteion vía Wikipedia, Korai vía Wikipedia, Las cariátides del Erecteión: el cuerpo humano como soporte en la arquitectura clásica (Beatriz Quintero), The Acropolis Museum.

Вам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях