Города будущего будут оцениваться по их способности создавать пространства для медленной, зеленой и совместной жизни. Узнайте, как пешеходные зоны меняют урбанистический ландшафт.

Конфликт между пешеходами и автомобилями

Недавняя история наших городов может быть рассказана как конфликт между пешеходами и автомобилями. В течение десятилетий городское планирование жертвовало площадями и бульварами ради автомобильной мобильности. Однако в 1960-х годах такие мыслители, как Джейн Батцнер Джейкобс — канадская научная популяризатор, теоретик урбанизма и социополитическая активистка — подняли голос. Её концепция «улиц с глазами» (или «eyes on the streets») — живых пространств, которые способствуют социальной жизни соседей — заложила основу того, что сегодня мы называем пешеходными зонами (city walks).

Копенгаген: первый опыт пешеходизации

Идеальным лабораторным полигоном стал Копенгаген, где в 1962 году улица Стрёгет стала первым крупным экспериментом современной пешеходизации. Против всех прогнозов, вместо того чтобы разрушить торговлю, этот проект её оживил. Он доказал, что улицы без машин не только более человечны, но и более процветающие.

Париж: преобразование заброшенных инфраструктур

В Париже Кулё Верте Рене-Дюмон (известная как Promenade Plantée) стала первым примером переосмысления заброшенных инфраструктур. На кирпичных арках старой железной дороги парижане получили в 1993 году возвышенный сад, который извивается между зданиями, предлагая последовательность сюрпризов: ароматные розарии, заросли бамбука и другие укромные уголки — всё это на несколько метров выше асфальта города.

Нью-Йорк: High Line как символ урбанизма XXI века

Нью-Йорк продолжил эту традицию с проектом High Line , возможно, самым влиятельным проектом городской реконструкции XXI века. То, что когда-то было ржавой конструкцией, угрожающей обрушением, в 2009 году превратилось в подвесной сад, где природа и дизайн вступают в диалог. Архитекторы не навязали ландшафт, а вдохновились дикой растительностью, которая спонтанно колонизировала железнодорожные пути. Результат — гобелен местных растений, которые цветут и увядают в зависимости от сезона, среди скамеек, которые являются скульптурами, и смотровых площадок, обрамляющих силуэт города как живые картины.

Эффект домино: экономика, экология и культура

Чудо этих проектов заключается не только в их красоте, но и в их эффекте домино. High Line в Нью-Йорке продемонстрировала себя как выдающийся городской катализатор: районы, которые она пересекает, ранее промышленные и полуразрушенные, сегодня являются самыми яркими культурными центрами Манхэттена, с такими музеями, как Whitney , и галереями, привлекающими художников со всего мира. Цены на землю выросли, но вместе с этим увеличилось разнообразие использования и пользователей, создав гораздо более богатую городскую экосистему, чем изначальная.

Глобальное распространение модели

Как видите, благодаря пешеходным зонам город возвращается к человеческому масштабу, умело повторно используются устаревшие инфраструктуры, создаются буквально социальные сети между районами и улицами, которые раньше разделялись физическими или социальными барьерами, и генерируется совместная ценность, поскольку экономическая выгода идет рука об руку с экологической и культурной.

Барселона и Сеул: новое видение городов

В Барселоне проект «суперкварталов» или в Сеуле, где снесли автомагистрали, чтобы восстановить закопанные реки, эта городская перспектива укореняется и распространяется по всему миру. Города будущего не будут оцениваться по их способности принимать и управлять автомобильным движением, а по их способности создавать пространства для медленной, зеленой и совместной жизни.

Заключение

Пешеходные зоны — это ключ к обновлению городов. Они не только делают урбанистические пространства более комфортными, но и создают условия для культурного, экологического и экономического процветания.

Тяньшу Лиу, старший архитектор Отдела архитектуры Amusement Logic

Изображение в заголовке: @Freepik

Вам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях