Ле Корбюзье, влиятельный архитектор XX века, определил архитектуру как «искусную, точную и величественную игру объемов, объединенных под светом». Его утверждение подчеркивает существенную связь между архитектурой и естественным светом, которая прослеживается от первых укрытий до проектирования великих памятников древности и современных зданий. Но начнём с самого начала…

В доисторические времена естественные отверстия в пещерах служили для проникновения солнечного света. Затем, с развитием неолитических построек, естественный свет стал использоваться в символических целях. Мегалитический памятник Стоунхендж выровнен по астрономическим явлениям и использует солнечный свет для обозначения сезонов и сельскохозяйственных циклов. В этом случае архитектура объединяется с Солнцем с ритуальной и практической целью.

Udit Kapoor | CC BY-SA 4.0 | Wikimedia

В Древнем Египте свет приобретает духовный характер. Храмы и гробницы, спроектированные с математической точностью, используют узкие проёмы для направления солнечного света в определённые точки, символизируя связь между фараонами и богами. Храм Абу-Симбел является выдающимся примером этого: свет освещает статуи внутри всего два раза в год. Что касается жилищ, внутренние дворы обеспечивали доступ естественного света и вентиляцию, создавая комфортные условия в жарком и засушливом климате пустыни.

Классическая греческая и римская архитектура подняла использование естественного света на новый уровень. Проектирование греческих храмов основывалось на глубоком понимании естественного освещения; колонны и дворы фильтровали свет, чтобы подчеркнуть восприятие пространства. Римляне, в свою очередь, усовершенствовали световые окна и витражи в термах и базиликах. Окулус Пантеона до сих пор наполняет интерьер естественным светом, создавая драматический и символический эффект монументальности и небесного восхождения.

Juan Francisco Adame Lorite | CC BY 3.0 | Wikimedia

Сегодня архитекторы продолжают исследовать возможности света в сочетании с современными технологиями. И определение Ле Корбюзье не потеряло своей актуальности: архитектура по-прежнему остаётся игрой объёмов и света.

Гильермо Феррер, старший архитектор в отделе архитектуры Amusement Logic.

Изображение в заголовке: | CC BY-NC-SA 4.0 | worldhistory.org

Вам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях