Инки начали свою историю как одно из нескольких племен, живших вместе на Андском плато, вокруг нынешнего города Куско на севере и озера Титикака на юге. По словам перуанского историка Вальдемара Эспиносы Сориано, инки подверглись преследованиям племени аймара с юга, что заставило их бежать на север. Так они основали город Куско в начале 13 века вокруг болота, которое сегодня заменяет Пласа-де-Армас. Однако это не означало, что они обрели мир, а, скорее, им пришлось столкнуться с постоянной борьбой с соседними этническими группами, включая аярмака и чанка.
Именно с приходом к власти некоего Пачакутека и после победы, к которой он привел многоэтнический союз в войне против конфедерации чанка, около 1438 года, инки начали свою экспансию. Девятым правителем этого города — первым, кто назвал себя монархом термином «инка», был Инка Рока, живший во второй половине 14 века, — ему наследовал его сын, десятый инка Амару Инка Юпанки. Он, как и одиннадцатый инка Тупак Юпанки и, наконец, двенадцатый инка Уайна Капак, продолжали эту экспансию — не вступая при этом во внутреннюю борьбу за власть — до тех пор, пока не достигли самой обширной империи в доколумбовой Америке, перед ее окончательным уничтожением, начавшимся в 1533 году с испанским завоеванием.
Это этап столетия, известного как Империя инков. При этом, благодаря знаниям, которые они либо усвоили от инкорпорированных народов, либо приобрели сами, цивилизация инков достигла вершины своей культуры, своих технологий и своей науки. Одним из проявлений этой культуры, техники и науки была именно архитектура.
Каменная кладка в архитектуре инков
Инки разработали три основных стиля каменной кладки в своих сооружениях и зданиях:
— Стиль пирка: это стены, сложенные из мелких и средних камней, соединенных глинобитным раствором. Это деревенский стиль, кстати, наиболее часто используемый, поскольку он позволял легко и быстро строить. Его использовали на террасах горных склонов и в общественных постройках.
— «Ячеистый» стиль, согласно термину, придуманному перуанским архитектором Сантьяго Агурто: к нему относятся здания, построенные инками из камней среднего размера, вырезанных в форме многоугольника.
— Имперский стиль: это самый изысканный стиль, возможно, самый уникальный, с большими прямоугольными или многоугольными блоками, которые они вырезали, полировали и собирали с такой изысканной точностью, что не требовалось никакого видимого раствора.
Архитектура инков в имперском стиле — это именно то, что привносит новизну в историю архитектуры — миллиметровая точность, с которой они вырезали каменные блоки, чтобы позже собрать их как головоломку — и не случайно именно она пробуждает самое большое восхищение и является самой известной. В основном она предназначалась для монументальных зданий или зданий функционального или символического значения, будь то оборонительные, административные или религиозные сооружения.
Для вырезания, подгонки и полировки блоков из гранита, базальта или известняка использовали бронзовые и медные инструменты, молотки и абразивы. Другими элементами, которые они использовали при строительстве, были земляные или каменные пандусы, чтобы поднять большие тесаные камни на место, и веревки из растительного волокна для их переноски. Однако самые скромные здания инков возводились из небольшого тесаного камня и даже сырцового кирпича в стиле пирка или в ячеистом стиле. В любом случае, трапециевидные формы окон и порогов, а также двускатные крыши являются характерными чертами архитектуры инков.
Методы строительства и социальная организация инков
Строительство в архитектуре инков, особенно общественных зданий в имперском стиле, требовало невероятных усилий. Система, которая позволила это сделать, на языке кечуа называется mit’a (мита). Это была форма трудовой повинности, которой были обязаны граждане инков. Согласно этой системе, все трудоспособные граждане работали на государство определенное количество дней в году.
Таким образом правительство инков смогло мобилизовать тысячи рабочих для строительства крупных проектов. Говорят, например, что за 50 лет строительства крепости Саксайуаман в Куско потребовалось до 20 000 человек. Мита не только поддерживала строительство укреплений, храмов и административных зданий, но также использовалась для работ на дорогах, мостах, акведуках и террасах.
Городское планирование и символика в архитектуре инков
Инки называли свою территорию Тауантинсуйо, что на языке кечуа означает «страна четырех регионов». Одной из главных градостроительных работ инков, помимо самой архитектуры, которая является большим достижением, была Qhapaq Ñan (или Капак Нян, то есть «главная дорога»). Это была сеть дорог протяженностью более 30 000 км, которая структурировала и связывала через внутреннюю ось в горах и внешнюю ось на побережье с севера на юг города этих четырех регионов. В 2014 году она была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в категории «Культурные маршруты».
С другой стороны, говорят, что оригинальный городской проект столицы империи инков, города Куско — кстати, тоже объекта всемирного наследия с 1983 года — работы Пачакутека, имеет форму пумы, священного животного для ее народа. На груди животного была центральная площадь Хаукайпата, а его голова покоилась на холме, на котором стоит крепость Саксайуаман. Мачу-Пикчу, в свою очередь, свидетельствует о городском планировании, продиктованном астрономическими наблюдениями, совмещенными в окнах и храмах с небесными событиями, такими как солнцестояния и равноденствия.
В связи с этим необходимо уточнить, что инки наделяли божественностью Солнце (или Инти), одного из важнейших богов, а также Луну (Мама Килья), защитницу женщин, Землю (Пача Мама), божество земледельческого плодородия, молнию (Иллапа), бога войны, а также многие другие явления природы. Вот почему интеграция технологий с природой, а также архитектурой и городским планированием очевидна во всех созданных ими инфраструктурах.
Одной из этих великих инфраструктур, помимо уже упомянутых, была сложная система каналов и цистерн, снабжавших города и сельскохозяйственные поля. Наглядным примером является гидравлическая система, простирающаяся под Мачу-Пикчу, с подземными каналами, которые под действием силы тяжести обеспечивали постоянный поток воды и дренаж во избежание наводнений.
Истоки архитектуры инков
Что касается ее происхождения, некоторые археологи отмечают, что на инков оказали влияние две предыдущие культуры: древнего города Тиауанако и уари. По мнению венесуэльского архитектора Грациано Гаспарини, инков вдохновил древний город Тиауанако, откуда они позаимствовали такие техники, как резка и полировка каменных блоков и двойные косяки. Однако то, как эта традиция сохранялась в течение 300 лет между падением Тиауанако и расцветом культуры инков, является предметом споров. Некоторые эксперты предполагают, что эта техника сохранилась в районе озера Титикака, откуда она была заимствована инками.
Источники: Wikipedia 1, Wikipedia 2, Wikipedia 3, Wikipedia 4, Wikipedia 5, Wikipedia 6, World History Encyclopedia, MayaIncaAztec, TCS World Travel.
Изображения: Wikipedia.