Принято считать, что инженерия в контексте проектирования и строительства здания должна иметь дело только с расчетами, направленными на тот момент, когда данное здание будет введено в эксплуатацию, то есть когда оно будет использоваться для выполнения своего назначения, будь то офисы, жилье, гостиница и т. д. Однако во время строительства зданиям часто приходится преодолевать критические ситуации, моменты гораздо более деликатные, чем те, которым они подвергаются при выполнении своих функций.
Особенно это касается тех зданий, проектирование которых осуществляется по высоте или которые возводятся с помощью систем быстрого строительства. В таких ситуациях конструкции реагируют поведением, совершенно отличным от того, которое будет наблюдаться в их окончательном состоянии. Ярким примером является строительство тех мостов, которые во избежание опирания на многоводные или очень глубокие русла рек начинаются с обоих берегов и сходятся на равноудаленной от них плоскости.
В высотных зданиях, напротив, одним из критических моментов является необходимость формирования перекрытий без достижения бетоном окончательной прочности. Для правильного распределения нагрузок необходимо использование подпорок или опалубки. Это один из многих расчетов, которые инженеры должны учитывать при строительстве офисных зданий. Актуальная тенденция в дизайне заключается в создании открытых пространств без промежуточных опор и использовании методов быстрого строительства, чтобы объекты можно было использовать как можно скорее.
Чтобы инженерия смогла выполнить адекватное проектирование конструкций, она должна сначала предусмотреть процесс строительства здания, особенно в тех случаях, когда он будет отличаться или иметь критические моменты. Насколько это возможно, проект и расчеты должны быть оптимизированы, чтобы процесс строительства не стал ограничивающим фактором. Это может привести к дополнительным затратам, которых можно было бы избежать.
Хорхе Лагуна, руководитель подразделения конструкций Отдела архитектуры Amusement Logic
Изображение в загловке: Danylo Kondysiuk | Unsplash