Американский градостроитель и муниципальный инженер Чарльз Марон (основатель и президент Strong Towns, некоммерческой организации, занимающейся реорганизацией пригородов и пропагандой компактного урбанизма) в 2011 году ввел термин «stroad», составленный из английских слов «street» («улица») и «road» («дорога»), который можно перевести как «дорулица». Это термин, ставший популярным среди градостроителей и планировщиков городов, который обозначает общественную дорогу, служащую одновременно (или пытающуюся служить) интенсивному движению транспортных средств и повседневной жизни людей.
Stroads характеризуются как шумные, загрязненные и крайне непрактичные места, как для транспортных средств, так и для людей. Более того, что гораздо серьезнее, они опасны. В этом отношении организация Smart Growth America, занимающаяся поддержкой американских сообществ «посредством технической помощи, адвокатской помощи и интеллектуального лидерства», с целью, чтобы их члены могли «вести здоровую, процветающую и экологически устойчивую жизнь», независимо от того, где они живут, сообщает, что за последние 30 лет в Соединенных Штатах «произошел исторический и тревожный рост числа людей, сбитых и погибших во время ходьбы».
Хотя очевидно, что все эти смертельные случаи происходят не только на stroads, несмотря на то, что исследований по этому вопросу немного, они, безусловно, не способствуют решению данной проблемы. Фактически, организация Strong Towns Марона задается следующим вопросом через публикацию исследователя Нэйтаниэля М. Худа: «Приводят ли stroads к большему числу аварий?». И отвечает, что «академические исследования, по-видимому, указывают на то, что да». В социологическом ключе он добавляет, что «нравится нам это признавать или нет, но пока это не замедляет наши поездки на работу, нам все равно, если кто-то попадет в небольшую аварию без серьезных последствий». Однако, что более важно для данного исследования, «хотя было бы наивно думать, что только дизайн сам по себе снизит количество аварий, он может помочь». И заключает: «речь идет не только о дизайне дороги, но и о дизайне сообщества, зданий и людей».
Теперь мы должны рассмотреть концепцию, к которой градостроители, инженеры по транспортным и дорожным вопросам, специалисты в области общественного здравоохранения и члены сообщества в Соединенных Штатах и Канаде относятся как к термину «complete streets» (полноценная улица). Так, полноценные улицы, по данным Smart Growth America, это улицы для всех; это результат «подхода к планированию, проектированию, строительству, эксплуатации и обслуживанию улиц, который обеспечивает безопасный доступ для всех людей, которым нужно их использовать, включая пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и пользователей общественного транспорта всех возрастов и способностей». И не случайно, что эта идея возникла в США и Канаде, поскольку их население часто зависит от автомобиля для передвижения. Автомобиль является — или слишком долго был — центром государственной политики в области транспорта, инфраструктуры и землепользования.
Тем не менее, как предупреждает организация Smart Growth America, «не существует единого рецепта дизайна для полноценных улиц». Действительно, каждая из них уникальна и отвечает различным контекстам, будь то сельские сообщества, пригородные районы или городские центры. В любом случае, полноценная улица будет включать тротуары, велосипедные дорожки или широкие асфальтированные обочины, специальные полосы для автобусов, удобные и доступные автобусные остановки, частые и безопасные пешеходные переходы, островки на разделительных полосах, четко видимые пешеходные знаки, выступы тротуаров, более узкие полосы движения, кольцевые развязки и многое другое.
В 1971 году Орегон, США, принял первые законы, требующие, чтобы новые или реконструированные дороги были приспособлены для велосипедного движения и пешеходов. С тех пор в различных штатах страны появилось множество общественных инициатив по поощрению проектирования и строительства полноценных улиц. Последний шаг был сделан в 2021 году, когда Палата представителей и Сенат США ввели федеральный закон о полноценных улицах, основанный на аналогичном законе штата Массачусетс. Согласно этому закону, «секретарь требует от каждого штата и городской планировочной организации принять и применять стандарты проектирования федеральных транспортных проектов, которые предусматривают безопасное и надлежащее размещение всех пользователей сети наземного транспорта, включая моторизованных и немоторизованных пользователей, на всех этапах планирования, разработки и эксплуатации проекта».
Источники: Strong Towns, Smart Growth America, The Conversation, Wikipedia 1, Wikipedia 2, Congress.gov.