Отель, который мы выбрали в этом месяце, занимает армянский особняк, которому около 250 лет, если верить немногочисленным текстам, в которых о нем говорится. Этот факт в сочетании с его расположением в Ургюпе, в историческом регионе Каппадокия, центральная Анатолия, Турция, делает этот бутик-отель особенным местом, если не сказать больше. Особенно после того, как к нему приложил руку архитектор Туран Гюльджюоглу, оставивший после себя удивительную работу по реставрации и дизайну интерьера. Название отеля Sacred House, то есть священный дом, дает хорошее представление о том, чего мы можем ожидать, пройдя через колонны с балюстрадами (стиля неоренессанса?), обрамляющие портал, под блаженными ангельскими фигурами, которые, кажется, молятся за нашу душу с обеих сторон заостренной арки, за пределами его стен из твердого известняка.
Действительно, подобные крылатые фигуры, то есть кроткие ангелы с пухлыми конечностями с нежным благоговением встречают нас в атриуме, вокруг которого организован весь отель. Множество эклектичных элементов причудливой архитектуры создают его необычную атмосферу, словно подобранные и брошенные наугад, между барокко и неоклассикой. Тимпаны, полукруглые арки, карнизы, рельефы, своеобразные фестоны, проемы с импостами и т. д. окутывают нас ощущением странности. Но это еще не все, далеко не все.
21 номер отеля Sacred House почти не похож друг на друга, за исключением того, что все они передают одну и ту же тревожную вибрацию, в диапазоне от загробной готики до потакающего своим прихотям романтизма, даже с некоторой сельской средневековой оговоркой. Фактически, каждый из номеров своим конкретным названием показывает, в сторону какой частоты указанного спектра он отклоняется: Полнолуние, Святилище, Убежище Вакха, Гарем, Сокровищница Византии, Древняя часовня, Аллегория ревности, Божественный, Оракул, Гнездо фей, Королевское эго, Лилит, Опиум или Глубокий Лес — вот некоторые из названий. В этом плане спа заслуживает отдельного абзаца этого «священного дома», который своим противоречивым названием тоже раскрывает, куда мы направляемся: в Ад.
Чтобы попасть в Ад, мы пересекаем портик атриума и спускаемся по винтовой лестнице в глубину подвала, высеченного в скале. Если бы не обильное освещение, казалось бы, что мы входим в катакомбы Рима. «Мы бросаемся в запретное» (Nitimur in vetitum), — провозглашает цитата Ницше на тимпане, поддерживаемом тремя большими колоннами с балюстрадой, которая теряется за извилинами высеченной скалы. Слева, между двумя другими колоннами меньшего размера (также с балюстрадой), ангел пересекает вниз головой открытую кирпичную стену большой ниши и опирается правой рукой на каминную полку (действительно, в Аду тоже есть очаг) и дарует нам свет канделябра, который он держит в левой руке. Несколько диванов Chesterfield перед камином и старинные канделябры и огромные свечи повсюду.
Наконец, по другую сторону тимпана, возвещающего о входе в запретное, находится роскошный бассейн из мозаики красного цвета, похожий на адский огонь. Арки, поддерживающие небольшие колонны, а также другие архитектурные детали расположены с таким искусством, что кажется, что они являются частью здания, скрытого за скалой, лишь частично обнаруженного в результате археологических раскопок. Чтобы завершить фантазию, создан эффект, который трудно описать: с потолка над водой в центре бассейна свисает люстра. Часть бассейна, наконец, попадает в короткую пещеру, внизу которой два купидона держат мемориальную доску с надписью, которая в данном случае цитирует Уильяма Блейка: «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным». И в этом подземном мире, посвященном экстравагантности, никто не сможет сказать, видит ли он все наяву, во сне или теряется в бесконечности. И в этом-то и состоит его прелесть: невозможность утверждать, что вещи являются тем, чем кажутся, или кажутся такими, какие они есть.
Теперь мы лучше понимаем заявления архитектора Гюльджюоглу, когда он сказал, согласно журналу Modeliste Magazine, что его целью было «создать изысканное, интеллектуальное и аристократическое пространство для высокой культуры, божественное убежище с уникальной энергией, аурой и добродетелью». Скульптуры и картины, украшающие коридоры и комнаты, представляют собой самые изысканные произведения искусства, антикварная мебель, а также библиотека, снабженная редкими первыми изданиями книг великих мыслителей, таких как Ницше, Сартр, Шопенгауэр, Хаксли, Гете, Камю и Блейк, — это детали, которые добавлены к свидетельству Sacred House Hotel. Это больше, чем отель, это игра, в которой захочет принять участие каждый, кто не обделен чувством юмора.
Источники: Modeliste Magazine, Sacred House Hotel. Изображения: Sacred House Hotel.