Архипелаг Фарерских островов в Северной Атлантике, расположенный почти на равном расстоянии от Исландии, Норвегии и Великобритании, состоит из 18 плотно расположенных островов вулканического происхождения, 17 из них населены. Его территория, окруженная скалами, преимущественно гористая. А его экономика, которая поддерживает около 54 676 жителей (согласно переписи населения августа 2023 года), главным образом зависит от рыболовства и производной промышленности. Входящие в состав (как и Гренландия) Королевства Дания, самоуправляющиеся почти во всех отношениях с 1948 года (за исключением вопросов обороны, международных отношений, правовой системы и политики валютного курса), Фарерские острова имеют своего собственного премьер-министра и парламент, а также 2 представителя в парламенте Дании.
Учитывая пересеченную местность, а также изолированность, основным транспортом на Фарерских островах исторически был морской, с очень небольшим развитием специальной инфраструктуры до середины 20-го века. С тех пор в процессе, который все еще продолжается, увеличилось количество мостов и, прежде всего, туннелей, которые заняли центральное место по сравнению с морскими маршрутами. Один из этих туннелей, открытый для движения транспорта 19 декабря 2020 года, представляет собой достижение инженерии. Это туннель Эйстурой (Eysturoyartunnilin на местном языке).
Эйстурой длиной 11,24 км и стоимостью почти 120 млн евро, согласно заявлениям компании-подрядчика – шведской NCC, представляет собой крупнейшую инвестицию в инфраструктуру в истории Фарерских островов. Его главное устье расположено на острове Стреймой, в небольшом городке Хвитанес, к северу от Торсхавна, столицы. Туннель идет от него в сторону северо-востока, пока вдруг, неожиданно, не дойдя до поверхности, раздваивается на два ответвления. Северо-западная ветвь вскоре после этого выходит на поверхность в городе Стрендур, а ветка, продолжающаяся на северо-восток, доходит до Салтнеса, в муниципалитете Рунавик, на острове Эйстурой. В месте данной развилки находится первая и единственная кольцевая развязка в мире под водой.
Бурение туннеля началось 21 февраля 2017 года со стороны Стрендура в южном направлении, а через два месяца, 27 апреля, со стороны Хвитанес в северном направлении. Группе Стрендура потребовалось чуть более 9 месяцев, чтобы добраться до места кольцевой развязки после бурения длиной около 1900 метров. После того как кольцевая развязка была завершена, на участке между ней и Хвитанесом работали две бригады по бурению туннелей, одна навстречу другой, а третья бригада направилась от кольцевой развязки в сторону Салтнеса. Первые две встретились под морским дном 7 июня 2019 года. При максимальном уклоне 5% Эйстурояртуннилин в самой глубокой точке достигает 187 м ниже уровня моря. В результате жители сократили время в пути между столицей и Рунавиком с одного часа 14 минут до всего лишь 16 минут, хотя для этого им приходится платить за проезд.
Остаётся лишь добавить, что серия скульптур фарерского художника Трондура Патурссона придает кольцевой развязке туннеля Эйстурой интересный вид.
Источники: NCC, Tunnil, Visit Faroe Islands, Wikipedia.
Изображения: NCC, Visit Faroe Islands, Tunnil.