Пересекая древний город на западе Сирии, мягкое, но могущественное течение реки Оронте без устали приводит в движение одно из чудес мировой гидравлической инженерии: Нории Хамы. Из 17 сохранившихся гидравлических колес, из общего числа 30, которые, как предполагается, существовали в сирийском городе, Нория аль-Мухаммадия, датируемая 1361 годом н.э., является самой старой и крупной, с диаметром около 22 м. Именно ее Американское общество механических инженеров в 2006 году объявило Памятником истории механической инженерии из-за значительного технологического прогресса на мировом уровне, который означало ее строительство.

Люди из Хамы использовали Нории в течение веков для поднятия воды из реки с помощью деревянных ящиков или ковшей и ее перелива в начальный участок акведука. Вода текла через акведук благодаря силе тяжести и, наконец, достигала своего пункта назначения: систем полива садов, гидравлических систем города и его фонтанов или местной мечети. Однако в настоящее время они сохраняются лишь как исторический памятник, представляя технологию, используемую средневековыми мусульманскими обществами. Тем не менее, согласно некоторым документам и археологическим находкам, история этих устройств уходит гораздо дальше.

На самом деле, согласно доктору Мареку Т. Ольшевски (Marek T. Olszewski) из Института археологии Варшавского университета, самое древнее известное изображение подобного гидравлического устройства, подобного Нориям Хамы, находится на мозаике, которую неизвестные разграбили в ходе незаконных раскопок в городе Апамея в 2011 году (местонахождение мозаики в настоящее время неизвестно и находится под расследованием Интерпола). Археологи утверждают, что эта мозаика изображает деревянное колесо на пирамидальной конструкции, подающей воду в римскую общественную баню с бассейном и горкой.

Учитывая сходство с сохранившимися нориями в городе Хама и тот факт, что Апамея расположена всего в 50 км к северо-западу от нее и вдоль той же реки Оронтес, очень вероятно, что гидравлические колеса имеют гораздо более древнее происхождение. В любом случае, согласно профессору Ольшевски, римская мозаика, а вместе с ней изображение гидравлического колеса, датируется первой половиной IV века н.э., возможно, временем правления императора Константина Великого (306-337 н.э.). Тем не менее, была найдена еще одна мозаика в Апамее, датированная 469 г. н.э., и представляющая собой изображение подобного гидравлического колеса. И согласно письменным документам примерно 1225 года на якутском (тюркском языке сибирской ветви), в Хаме уже существовали различные гидравлические колеса к 884 году нашей эры.

Чтобы завершить нашу оду Нориям Хамы, предлагаем вам описание, которое дали им братья Жером и Жан Таро в своей книге «Le chemin de Damas» (Париж, 1913): «Протяженная мелодия, издаваемая Нориями, распространяется в эфире… это забытый сон на берегу реки и фрагмент поэмы, который простой музыкальный инструмент ласки и беспечности выражает мелодично».

Для иллюстрации рассказанного вы можете ознакомиться с текущим состоянием Норий Хамы и их функционированием в этом ВИДЕО.

Источники: Wikipedia, Syrian Heritage Archive, Archeology Wiki, National Museum of Denmark.
Фотографии мозаики: Dr. Marek T. Olszewski, Universidad de Varsovia, Polonia.

Пересекая древний город на западе Сирии, мягкое, но могущественное течение реки Оронте без устали приводит в движение одно из чудес мировой гидравлической инженерии: Нории Хамы. Из 17 сохранившихся гидравлических колес, из общего числа 30, которые, как предполагается, существовали в сирийском городе, Нория аль-Мухаммадия, датируемая 1361 годом н.э., является самой старой и крупной, с диаметром около 22 м. Именно ее Американское общество механических инженеров в 2006 году объявило Памятником истории механической инженерии из-за значительного технологического прогресса на мировом уровне, который означало ее строительство.

Люди из Хамы использовали Нории в течение веков для поднятия воды из реки с помощью деревянных ящиков или ковшей и ее перелива в начальный участок акведука. Вода текла через акведук благодаря силе тяжести и, наконец, достигала своего пункта назначения: систем полива садов, гидравлических систем города и его фонтанов или местной мечети. Однако в настоящее время они сохраняются лишь как исторический памятник, представляя технологию, используемую средневековыми мусульманскими обществами. Тем не менее, согласно некоторым документам и археологическим находкам, история этих устройств уходит гораздо дальше.

На самом деле, согласно доктору Мареку Т. Ольшевски (Marek T. Olszewski) из Института археологии Варшавского университета, самое древнее известное изображение подобного гидравлического устройства, подобного Нориям Хамы, находится на мозаике, которую неизвестные разграбили в ходе незаконных раскопок в городе Апамея в 2011 году (местонахождение мозаики в настоящее время неизвестно и находится под расследованием Интерпола). Археологи утверждают, что эта мозаика изображает деревянное колесо на пирамидальной конструкции, подающей воду в римскую общественную баню с бассейном и горкой.

Учитывая сходство с сохранившимися нориями в городе Хама и тот факт, что Апамея расположена всего в 50 км к северо-западу от нее и вдоль той же реки Оронтес, очень вероятно, что гидравлические колеса имеют гораздо более древнее происхождение. В любом случае, согласно профессору Ольшевски, римская мозаика, а вместе с ней изображение гидравлического колеса, датируется первой половиной IV века н.э., возможно, временем правления императора Константина Великого (306-337 н.э.). Тем не менее, была найдена еще одна мозаика в Апамее, датированная 469 г. н.э., и представляющая собой изображение подобного гидравлического колеса. И согласно письменным документам примерно 1225 года на якутском (тюркском языке сибирской ветви), в Хаме уже существовали различные гидравлические колеса к 884 году нашей эры.

Чтобы завершить нашу оду Нориям Хамы, предлагаем вам описание, которое дали им братья Жером и Жан Таро в своей книге «Le chemin de Damas» (Париж, 1913): «Протяженная мелодия, издаваемая Нориями, распространяется в эфире… это забытый сон на берегу реки и фрагмент поэмы, который простой музыкальный инструмент ласки и беспечности выражает мелодично».

Для иллюстрации рассказанного вы можете ознакомиться с текущим состоянием Норий Хамы и их функционированием в этом ВИДЕО.

Источники: Wikipedia, Syrian Heritage Archive, Archeology Wiki, National Museum of Denmark.
Фотографии мозаики: Dr. Marek T. Olszewski, Universidad de Varsovia, Polonia.

другие новости

Подписка

Подпишитесь на нашу ежемесячную сводку новостей:

Подписка

Подпишитесь на нашу ежемесячную сводку новостей: