Куала-Лумпур — столица Малайской Федерации. Население мегаполиса составляет 8,6 миллиона человек, поэтому загруженность дорожного движения является большой проблемой для города. Кроме того, для этого региона характерен экваториальный климат, жаркий и облачный, с обильными осадками. Действительно, дожди представляют собой еще один вызов для города: хотя они идут круглый год, наиболее интенсивными они бывают в марте и апреле, с объемом от 257 до 290 л/м2, и в октябре и ноябре, с объемом от 265 до 321 л/м2. В связи с этим правительство Малайзии взялось решить обе проблемы с помощью крупного инженерно-строительного проекта: туннеля SMART (с англ. «Туннель для транспортного сообщения и управления ливневыми стоками»).

Имея длину 9,7 км на участке ливневой канализации и 4 км на участке скоростной автомагистрали, SMART является самым длинным туннелем для ливневой канализации в Юго-Восточной Азии, вторым по длине в Азии и первым туннелем в мире, выполняющим двойную функцию. Действительно, при диаметре 13,2 м SMART представляет собой туннель с тремя этажами: два верхних, предназначенных в обычных условиях для транспортных средств (кроме мотоциклов и большегрузных автомобилей), и еще один нижний, функцией которого является отведение дождевой воды.

Однако чрезвычайно универсальный туннель SMART имеет четыре режима работы. В первом режиме при ясном небе и отсутствии дождя польза от туннеля сводится к облегчению дорожных условий в Куала-Лумпуре. С другой стороны, во втором режиме, когда над городом идут умеренные дожди, нижний этаж начинает собирать воду, которая скапливается на поверхности; Между тем, два верхних этажа остаются открытыми для движения. В третьем режиме, наоборот, в ожидании неожиданного усиления интенсивности дождя верхние дороги закрывают для движения, хотя они еще не затоплены и, следовательно, не используются для отвода воды. Наконец, в четвертом режиме работы, когда количество осадков становится чрезмерным, весь туннель с его тремя этажами затапливается и полностью используется для сбора и отвода воды.

Строительство туннеля SMART началось в ноябре 2003 года под руководством Управления автомобильных дорог Малайзии и Департамента ирригации и дренажа Малайзии, а также благодаря соглашению о сотрудничестве между двумя крупными малазийскими строительными компаниями: Gamuda Berhad и MMC Corporation Berhad. Использовались две туннелепроходческие машины Herrenknecht из Германии с Густавом Кладосом, известным венгерским туннельным инженером, в качестве руководителя проекта. Стоимость его строительства составила 465 миллионов евро.

Первая очередь инженерного проекта, состоящая из участков автомагистрали системы SMART, была официально открыта 14 мая 2007 года, а в июне того же года началась эксплуатация участка отвода ливневых вод. В 2011 году этот монументальный проект получил «Почетный свиток» от ООН-Хабитат, награду, которая присуждается, в частности, за «качество городской жизни».

В декабре 2021 года SMART перешел в четвертый рабочий режим в восьмой раз с момента открытия. Тогда, во время проливных дождей и последовавших за ними массовых наводнений, произошедших с 16 по 18 декабря, система за 22 часа работы отвела 5 млн м3 воды. Без сомнения, ситуация в Куала-Лумпуре была бы намного хуже без тоннеля SMART.

Объяснение проекта с множеством изображений вы найдете в этом ВИДЕО.

Источники: Wikipedia, SMART Tunnel, Macrotrends.
Изображения:
Wikipedia, Gamuda Berhad.