Published On: 29.05.2023|Categories: Статьи|Tags: |

Мы беседуем с уругвайским архитектором в третьем поколении, чья карьера привела его к специализации в области спортивной архитектуры. Он был частью команды, которая сначала разработала одну из площадок для чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году, а затем и для проведения большого мероприятия в Катаре в 2022 году. В настоящее время он готовит объекты, которые примут Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры Милан-Кортина 2026 в составе команды Fondazione Milano-Cortina, организатора этого международного спортивного мероприятия.

Amusement Logic: Вы изучали архитектуру в Республиканском университете в Уругвае. Что повлияло на выбор профессии архитектора?

Хосе Игнасио Масена: Архитектура всегда присутствовала в моей жизни, мой дедушка был архитектором, так же как мой отец и мать. Помню свои первые рисунки на старых планах, сделанные на чертежной доске отца и матери. Когда я начал писать, я любил использовать трафареты букв, которые применялись раньше. В этом контексте трудно было уйти от разговоров об архитектуре, присутствующих за столом, на прогулке, в отпуске и т. д.

A.L.: Что для вас архитектура?

Х.И.М.: Архитектура имеет разные концепции и определения. Я не думаю, что существует какой-то один особый взгляд на архитектуру, а тем более один способ определить, что такое архитектор. Как указано в учебной программе факультета архитектуры, дизайна и градостроительства Уругвая, архитектура — это постоянно развивающаяся форма мышления, которая опирается на конкретные знания и собственную эвристику с целью отвечать на различные ситуации. В этом смысле я благодарен за пройденное обучение, которое дало мне возможность не только создавать определенные продукты или применять определенные технологии, но и стимулировало меня к открытию новых областей возможностей, которые расширяют поле компетенции и вклад архитектуры.

A.L.: Как складывалась ваша карьера, пока вы не стали заниматься архитектурой для спорта?

Х.И.М.: Меня всегда интересовала спортивная архитектура. В частности, я увлечен футбольными стадионами. Но я никогда не думал, что смогу найти работу, связанную с ними, и тем более, что это станет семейным проектом (моя жена Химена Сейанес, тоже архитектор, занимается тем же самым). На самом деле, я не планировал этого, по крайней мере, не сначала. В Уругвае нет специализации по спортивной архитектуре, поэтому можно сказать, что так случилось.

Все началось в 2008 году, когда я начал работать в студии архитектора Карлоса Аркоса. Он готовил предложения по реконструкции двух стадионов в Бразилии к чемпионату мира по футболу 2014 года: «Арена де Манаус» (на 40 000 зрителей) и «Арена да Байшада» в Куритибе (еще на 40 000 зрителей). Я работал над обоими предложениями в составе проектной группы, и в 2010 году мы обосновались в Куритибе, Бразилия, чтобы координировать процесс реконструкции и строительства стадиона для проведения чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии. В течение 6 лет у меня была возможность участвовать почти во всех этапах строительства стадиона, от его зарождения до его эксплуатации в крупнейшем футбольном событии в мире, с его адаптацией, наконец, к наследию футбольного клуба «Атлетико Паранаэнсе». После опыта в Бразилии я вошел в качестве архитектора в команду, руководящую строительством «Antel Arena» — закрытого стадиона на 10 000 зрителей в Монтевидео, Уругвае.

В 2017 году я начал работать в строительстве нескольких стадионов для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2022 в Катаре: Стадион «Аль-Тумама» (на 40 000 зрителей), Стадион 974 (еще 40 000 зрителей) и Стадион «Лусаил» (на 90 000 зрителей). Именно тогда мы обосновались в Дохе, Катар, где у меня снова появилась возможность в течение 5 лет участвовать практически во всех этапах развития стадиона. Одним из лучших событий в моей жизни было наблюдать за работой стадиона «Лусаил» с 90 000 зрителей во время финала между Аргентиной и Францией. Без сомнения, это было одно из самых больших удовольствий, которые доставила мне эта работа, которой, к счастью, за эти 15 лет было немало.

Когда это безумие под названием Катар закончилось, и по разным причинам мы решили, что пришло время изменить курс, мы без колебаний приняли предложение присоединиться к Fondazione Milano-Cortina, организатору Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр Милан-Кортина 2026. В настоящее время мы базируемся в Милане, Италия, и занимаемся организацией Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр.

A.L.: Какова была ваша роль в проектах спортивных стадионов для чемпионата мира по футболу ФИФА 2022 в Катаре?

Х.И.М.: Моя роль в период строительства стадионов состояла в том, чтобы консультировать и поддерживать Supreme Committee for Delivery and Legacy (местный оргкомитет чемпионата мира) во всех аспектах, связанных со спортивной архитектурой. И обеспечить, чтобы 3 вышеупомянутых стадиона соответствовали нормам и стандартам ФИФА. Эти требования ФИФА постоянно пересматриваются и обновляются; они являются продуктом новых технологий, культурных аспектов принимающей страны, новых требований пользователей, спонсоров и т. д. То есть, это работа, которая не дает передышки. После того, как строительство стадионов было завершено, я работал над проектированием временных сооружений (также называемых overlay) стадиона «Лусаил».

График чемпионата мира по футболу в Катаре был сложной задачей из-за сжатых сроков. Во время турнира, сосредоточившись исключительно на стадионе «Лусаил», я занимался поддержкой его работы, что требовало ежедневной оценки предлагаемых решений и корректировки всего, что можно было улучшить. На групповом этапе мы чередовали день матча с нематчевым днем, что давало очень мало времени для адаптации и реагирования; у нас не было выбора, кроме как применять креативность. В свою очередь, финал проходил на стадионе «Лусаил», поэтому его работа также включала церемонию закрытия и награждения. Для проведения последней была проведена полная реконструкция стадиона в рекордно короткие сроки.

A.L.: С какими особенностями встречается архитектор, работая в такой стране, как Катар?

Х.И.М.: Я думаю, что больше всего отличала работу в Катаре мультикультурная среда. Хотя это распространено на международных мероприятиях, таких как чемпионат мира или Олимпийские игры, в случае Катара это распространяется на все области. Напомню, что только 10% населения Катара составляют катарцы; остальные 90% — экспатрианты со всего мира. Это означает дополнительный вызов, поскольку предполагает постоянное упражнение в адаптации и терпимости.

Размер команд был еще одной проблемой; с одной стороны, их размер был хорошо продуман, что, очевидно, помогало избежать перегрузки в работе. Однако большие команды несут дополнительную нагрузку в отношении координации.

Еще одна особенность в том, что в моем случае это была моя первая работа в мусульманской стране, поэтому мне пришлось приспосабливаться к соблюдению времени молитвы, месяца Рамадан, недели с воскресенья по четверг и т. д.

Наконец, и, возможно, с южноамериканской точки зрения, я ожидал, что в Катаре будет меньше вопросов к тому, как используются ресурсы. К моему приятному удивлению, это оказалось не так, по крайней мере, в некоторых аспектах: внимательное отношение к запланированному и желание делать то, что справедливо и необходимо, без излишеств, было постоянным. Конечно же, мы должны принимать во внимание, что «избыток» имеет разное значение в Южной Америке и в Персидском заливе.

A.L.: Что вы можете сказать о предложении разборных стадионов, которые были протестированы в Катаре? Были ли они демонтированы и отправлены в другие страны, как планировалось?

Х.И.М.: Одно из критических замечаний, постоянно выдвигаемых в адрес организации спортивных мероприятий мирового уровня, будь то чемпионаты мира по футболу или Олимпийские игры, относится к так называемым «белым слонам», то есть к крупным инфраструктурам, используемым во время проведения большого спортивного праздника, которые затем остаются инертными, пустыми и неиспользованными. В общем, они имеют и большую политическую цену, поскольку эти здания ненавидит местное население, которое, помимо того, что видело миллионы, потраченные на их строительство, также должно нести расходы на их содержание, когда они не используются.

С самого начала Катар рассматривал возможность сведения к минимуму воздействия этих инфраструктур, для чего были адаптированы 8 стадионов, чтобы сделать их жизнеспособным наследием. В некоторых случаях рассматривается их последующее использование в качестве футбольного стадиона в местных лигах, поэтому их вместимость снижается до 50%. Очевидно, это то, что предусмотрено планировкой конструкции, со съемными верхними трибунами и т.п.

Стадион 974 — показательный случай. Он был разработан как игра-конструктор (смесь LEGO, MECCANO и IKEA), чтобы после чемпионата мира его можно было полностью разобрать и собрать в новом месте. Это проект испанской архитектурной студии Fenwick Iribarren Architects. В проекте предполагалось, что стадион можно будет снова смонтировать на 40 000 зрителей или другим образом, меньшего размера или частично (только углы для формирования арены для боя быков, только главную трибуну в качестве трибуны для бассейна, другие трибуны для легкоатлетической дорожки и т. д.). Пока не ясно, когда и как это будет сделано, но ясно, что это очень хороший прогресс. Несомненно, еще есть аспекты, которые нужно разрабатывать, но я думаю, что это отличное начало.

A.L.: Как вы уже говорили, вы недавно присоединились к Фонду Милан-Кортина 2026. Что он из себя представляет и в чем заключается ваша работа?

Х.И.М.: Фонд Милан-Кортина 2026 — это орган, который будет осуществлять всю организационную, рекламную и коммуникационную деятельность спортивных и культурных мероприятий, связанных с празднованием XXV Олимпийских и XIV Паралимпийских зимних игр в 2026 году. С февраля 2023 года я исполняю роль директора по проектированию соревновательных и несоревновательных объектов, в которых пройдут Олимпийские и Паралимпийские игры. Это еще один прекрасный вызов, отличный и далекий от мира футбола, но также связанный со спортивной архитектурой.

A.L.: Каким вы видите будущее спортивной архитектуры в частности и профессии архитектора в целом?

Х.И.М.: Индустрия спорта в частности и развлечений в целом — одна из самых активных, с постоянной деятельностью. Хотя она сильно пострадала во время пандемии COVID, когда были запрещены массовые мероприятия и пришлось перенести некоторые спортивные соревнования (Летние Олимпийские игры 2020 года в Токио, Всемирная выставка в Дубае 2020 года и т. д.), она быстро восстановилась и сегодня находится практически на прежнем уровне.

Я действительно считаю, что массовые мероприятия достигли размеров, которые ограничивают их реализацию определенными странами и влияют на их общий дух. В частности, чемпионаты мира по футболу среди мужчин (и, в меньшей степени, летние Олимпийские игры) требуют большого количества инфраструктуры, которая, даже хорошо спланированная, превышает потребности большинства принимающих стран. Необходимо проектировать объекты с максимально возможной гибкостью, всегда думая о наследии, и использовать эти события как трамплин для разработки и создания того, что действительно требуется, адаптируя его к его реализации.

В настоящее время Уругвай (наряду с Аргентиной, Чили и Парагваем) думает о проведении чемпионата мира по футболу ФИФА 2030. Это будет очень хорошая возможность отметить столетие первого чемпионата мира по футболу (и двухсотлетие независимости страны). Задача красивая, и ее нужно правильно спланировать, чтобы избежать «белых слонов».

Мы беседуем с уругвайским архитектором в третьем поколении, чья карьера привела его к специализации в области спортивной архитектуры. Он был частью команды, которая сначала разработала одну из площадок для чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году, а затем и для проведения большого мероприятия в Катаре в 2022 году. В настоящее время он готовит объекты, которые примут Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры Милан-Кортина 2026 в составе команды Fondazione Milano-Cortina, организатора этого международного спортивного мероприятия.

Amusement Logic: Вы изучали архитектуру в Республиканском университете в Уругвае. Что повлияло на выбор профессии архитектора?

Хосе Игнасио Масена: Архитектура всегда присутствовала в моей жизни, мой дедушка был архитектором, так же как мой отец и мать. Помню свои первые рисунки на старых планах, сделанные на чертежной доске отца и матери. Когда я начал писать, я любил использовать трафареты букв, которые применялись раньше. В этом контексте трудно было уйти от разговоров об архитектуре, присутствующих за столом, на прогулке, в отпуске и т. д.

A.L.: Что для вас архитектура?

Х.И.М.: Архитектура имеет разные концепции и определения. Я не думаю, что существует какой-то один особый взгляд на архитектуру, а тем более один способ определить, что такое архитектор. Как указано в учебной программе факультета архитектуры, дизайна и градостроительства Уругвая, архитектура — это постоянно развивающаяся форма мышления, которая опирается на конкретные знания и собственную эвристику с целью отвечать на различные ситуации. В этом смысле я благодарен за пройденное обучение, которое дало мне возможность не только создавать определенные продукты или применять определенные технологии, но и стимулировало меня к открытию новых областей возможностей, которые расширяют поле компетенции и вклад архитектуры.

A.L.: Как складывалась ваша карьера, пока вы не стали заниматься архитектурой для спорта?

Х.И.М.: Меня всегда интересовала спортивная архитектура. В частности, я увлечен футбольными стадионами. Но я никогда не думал, что смогу найти работу, связанную с ними, и тем более, что это станет семейным проектом (моя жена Химена Сейанес, тоже архитектор, занимается тем же самым). На самом деле, я не планировал этого, по крайней мере, не сначала. В Уругвае нет специализации по спортивной архитектуре, поэтому можно сказать, что так случилось.

Все началось в 2008 году, когда я начал работать в студии архитектора Карлоса Аркоса. Он готовил предложения по реконструкции двух стадионов в Бразилии к чемпионату мира по футболу 2014 года: «Арена де Манаус» (на 40 000 зрителей) и «Арена да Байшада» в Куритибе (еще на 40 000 зрителей). Я работал над обоими предложениями в составе проектной группы, и в 2010 году мы обосновались в Куритибе, Бразилия, чтобы координировать процесс реконструкции и строительства стадиона для проведения чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии. В течение 6 лет у меня была возможность участвовать почти во всех этапах строительства стадиона, от его зарождения до его эксплуатации в крупнейшем футбольном событии в мире, с его адаптацией, наконец, к наследию футбольного клуба «Атлетико Паранаэнсе». После опыта в Бразилии я вошел в качестве архитектора в команду, руководящую строительством «Antel Arena» — закрытого стадиона на 10 000 зрителей в Монтевидео, Уругвае.

В 2017 году я начал работать в строительстве нескольких стадионов для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2022 в Катаре: Стадион «Аль-Тумама» (на 40 000 зрителей), Стадион 974 (еще 40 000 зрителей) и Стадион «Лусаил» (на 90 000 зрителей). Именно тогда мы обосновались в Дохе, Катар, где у меня снова появилась возможность в течение 5 лет участвовать практически во всех этапах развития стадиона. Одним из лучших событий в моей жизни было наблюдать за работой стадиона «Лусаил» с 90 000 зрителей во время финала между Аргентиной и Францией. Без сомнения, это было одно из самых больших удовольствий, которые доставила мне эта работа, которой, к счастью, за эти 15 лет было немало.

Когда это безумие под названием Катар закончилось, и по разным причинам мы решили, что пришло время изменить курс, мы без колебаний приняли предложение присоединиться к Fondazione Milano-Cortina, организатору Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр Милан-Кортина 2026. В настоящее время мы базируемся в Милане, Италия, и занимаемся организацией Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр.

A.L.: Какова была ваша роль в проектах спортивных стадионов для чемпионата мира по футболу ФИФА 2022 в Катаре?

Х.И.М.: Моя роль в период строительства стадионов состояла в том, чтобы консультировать и поддерживать Supreme Committee for Delivery and Legacy (местный оргкомитет чемпионата мира) во всех аспектах, связанных со спортивной архитектурой. И обеспечить, чтобы 3 вышеупомянутых стадиона соответствовали нормам и стандартам ФИФА. Эти требования ФИФА постоянно пересматриваются и обновляются; они являются продуктом новых технологий, культурных аспектов принимающей страны, новых требований пользователей, спонсоров и т. д. То есть, это работа, которая не дает передышки. После того, как строительство стадионов было завершено, я работал над проектированием временных сооружений (также называемых overlay) стадиона «Лусаил».

График чемпионата мира по футболу в Катаре был сложной задачей из-за сжатых сроков. Во время турнира, сосредоточившись исключительно на стадионе «Лусаил», я занимался поддержкой его работы, что требовало ежедневной оценки предлагаемых решений и корректировки всего, что можно было улучшить. На групповом этапе мы чередовали день матча с нематчевым днем, что давало очень мало времени для адаптации и реагирования; у нас не было выбора, кроме как применять креативность. В свою очередь, финал проходил на стадионе «Лусаил», поэтому его работа также включала церемонию закрытия и награждения. Для проведения последней была проведена полная реконструкция стадиона в рекордно короткие сроки.

A.L.: С какими особенностями встречается архитектор, работая в такой стране, как Катар?

Х.И.М.: Я думаю, что больше всего отличала работу в Катаре мультикультурная среда. Хотя это распространено на международных мероприятиях, таких как чемпионат мира или Олимпийские игры, в случае Катара это распространяется на все области. Напомню, что только 10% населения Катара составляют катарцы; остальные 90% — экспатрианты со всего мира. Это означает дополнительный вызов, поскольку предполагает постоянное упражнение в адаптации и терпимости.

Размер команд был еще одной проблемой; с одной стороны, их размер был хорошо продуман, что, очевидно, помогало избежать перегрузки в работе. Однако большие команды несут дополнительную нагрузку в отношении координации.

Еще одна особенность в том, что в моем случае это была моя первая работа в мусульманской стране, поэтому мне пришлось приспосабливаться к соблюдению времени молитвы, месяца Рамадан, недели с воскресенья по четверг и т. д.

Наконец, и, возможно, с южноамериканской точки зрения, я ожидал, что в Катаре будет меньше вопросов к тому, как используются ресурсы. К моему приятному удивлению, это оказалось не так, по крайней мере, в некоторых аспектах: внимательное отношение к запланированному и желание делать то, что справедливо и необходимо, без излишеств, было постоянным. Конечно же, мы должны принимать во внимание, что «избыток» имеет разное значение в Южной Америке и в Персидском заливе.

A.L.: Что вы можете сказать о предложении разборных стадионов, которые были протестированы в Катаре? Были ли они демонтированы и отправлены в другие страны, как планировалось?

Х.И.М.: Одно из критических замечаний, постоянно выдвигаемых в адрес организации спортивных мероприятий мирового уровня, будь то чемпионаты мира по футболу или Олимпийские игры, относится к так называемым «белым слонам», то есть к крупным инфраструктурам, используемым во время проведения большого спортивного праздника, которые затем остаются инертными, пустыми и неиспользованными. В общем, они имеют и большую политическую цену, поскольку эти здания ненавидит местное население, которое, помимо того, что видело миллионы, потраченные на их строительство, также должно нести расходы на их содержание, когда они не используются.

С самого начала Катар рассматривал возможность сведения к минимуму воздействия этих инфраструктур, для чего были адаптированы 8 стадионов, чтобы сделать их жизнеспособным наследием. В некоторых случаях рассматривается их последующее использование в качестве футбольного стадиона в местных лигах, поэтому их вместимость снижается до 50%. Очевидно, это то, что предусмотрено планировкой конструкции, со съемными верхними трибунами и т.п.

Стадион 974 — показательный случай. Он был разработан как игра-конструктор (смесь LEGO, MECCANO и IKEA), чтобы после чемпионата мира его можно было полностью разобрать и собрать в новом месте. Это проект испанской архитектурной студии Fenwick Iribarren Architects. В проекте предполагалось, что стадион можно будет снова смонтировать на 40 000 зрителей или другим образом, меньшего размера или частично (только углы для формирования арены для боя быков, только главную трибуну в качестве трибуны для бассейна, другие трибуны для легкоатлетической дорожки и т. д.). Пока не ясно, когда и как это будет сделано, но ясно, что это очень хороший прогресс. Несомненно, еще есть аспекты, которые нужно разрабатывать, но я думаю, что это отличное начало.

A.L.: Как вы уже говорили, вы недавно присоединились к Фонду Милан-Кортина 2026. Что он из себя представляет и в чем заключается ваша работа?

Х.И.М.: Фонд Милан-Кортина 2026 — это орган, который будет осуществлять всю организационную, рекламную и коммуникационную деятельность спортивных и культурных мероприятий, связанных с празднованием XXV Олимпийских и XIV Паралимпийских зимних игр в 2026 году. С февраля 2023 года я исполняю роль директора по проектированию соревновательных и несоревновательных объектов, в которых пройдут Олимпийские и Паралимпийские игры. Это еще один прекрасный вызов, отличный и далекий от мира футбола, но также связанный со спортивной архитектурой.

A.L.: Каким вы видите будущее спортивной архитектуры в частности и профессии архитектора в целом?

Х.И.М.: Индустрия спорта в частности и развлечений в целом — одна из самых активных, с постоянной деятельностью. Хотя она сильно пострадала во время пандемии COVID, когда были запрещены массовые мероприятия и пришлось перенести некоторые спортивные соревнования (Летние Олимпийские игры 2020 года в Токио, Всемирная выставка в Дубае 2020 года и т. д.), она быстро восстановилась и сегодня находится практически на прежнем уровне.

Я действительно считаю, что массовые мероприятия достигли размеров, которые ограничивают их реализацию определенными странами и влияют на их общий дух. В частности, чемпионаты мира по футболу среди мужчин (и, в меньшей степени, летние Олимпийские игры) требуют большого количества инфраструктуры, которая, даже хорошо спланированная, превышает потребности большинства принимающих стран. Необходимо проектировать объекты с максимально возможной гибкостью, всегда думая о наследии, и использовать эти события как трамплин для разработки и создания того, что действительно требуется, адаптируя его к его реализации.

В настоящее время Уругвай (наряду с Аргентиной, Чили и Парагваем) думает о проведении чемпионата мира по футболу ФИФА 2030. Это будет очень хорошая возможность отметить столетие первого чемпионата мира по футболу (и двухсотлетие независимости страны). Задача красивая, и ее нужно правильно спланировать, чтобы избежать «белых слонов».