Акустика в архитектуре является фундаментальным разделом, целью которого является обеспечение оптимального слухового восприятия посредством проектирования пространств, обычно предназначенных для прослушивания музыки, обучения, а также для работы и досуга. Для достижения этой цели необходимо тщательно проанализировать, рассмотреть и выбрать материалы, объемы и их распределение в пространстве.

Одним из первых параметров, который мы должны анализировать и контролировать при проектировании, является время реверберации звуков. Его значение напрямую влияет на их разборчивость. Таким образом, в таких помещениях, как аудитории или конференц-залы, проект должен обеспечивать короткое время реверберации. С другой стороны, в музыкальных залах или театрах необходимо установить баланс между чистотой и теплотой звука. Подбор поглощающих или рассеивающих материалов будет иметь решающее значение для достижения этих целей.

Еще одним важным параметром для проектирования помещений с хорошим акустическим качеством является акустическая изоляция. Благодаря этому предотвращается передача нежелательных звуков между одним помещением и другим, а также между внешним и внутренним пространством. Доступные нам решения, эффективные для снижения передачи шума, заключаются в строительстве двойных стен, использовании многокамерных стеклопакетов и внедрении подвесных систем. Также необходимо учитывать звукопоглощение мебелью и внутренней отделкой, поскольку они существенно изменяют реакцию помещения на звук.

Диффузия (распространение) звука является еще одним ключевым параметром при проектировании акустических пространств. Использование неровных поверхностей и рассеивающих материалов позволяет равномерно распределять звук. Это позволяет избежать концентрации энергии в определенных точках и значительно улучшает слуховое восприятие.

Например, архитектор Фрэнк Гери прибегнул к неправильным формам и волнистым поверхностям в своем дизайне знаменитого концертного зала Walt Disney Concert Hall в Лос-Анджелесе, чтобы способствовать распространению звука и установить сбалансированное время реверберации. Благодаря этому зал обеспечивает непревзойденный опыт восприятия классической музыки.

Другим примером является штаб-квартира Щецинской филармонии в Польше. Дизайн архитектурной студии Barozzi Veiga сочетает в себе современную эстетику с тщательным вниманием к акустике. Главный концертный зал украшен перфорированными деревянными панелями и наклонными поверхностями, которые обеспечивают равномерное распределение звука и предлагают публике при прослушивании опыт полного погружения.

Наконец, Центральная библиотека Делфта в Нидерландах по проекту архитектурной фирмы Mecanoo Architecten создает тихие и уютные пространства. Подбор поглощающих материалов, таких как ковровое покрытие и акустические панели, а также расположение полок и рабочих мест способствуют эффективной звукоизоляции и созданию спокойной обстановки, которая способствует концентрации внимания и учебе.

Хуан Гвардиола Кутильяс, старший архитектор Отдела архитектуры Amusement Logic