Международная ассоциация парков развлечений и аттракционов (IAAPA) ежегодно обновляет свой пятилетний отчет об экономических перипетиях, которые повлияли на сектор в глобальном масштабе и которые, как ожидается, повлияют на него в будущем. В последнем обновлении этого отчета, озаглавленного «Глобальные перспективы тематических парков и парков развлечений: 2021–2025 гг.» (Global Theme and Amusement Park Outlook: 2021-2025), анализируются данные и прогнозы на указанный пятилетний период для пяти географических регионов: Европы, Ближнего Востока и Африки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки. В этой первой части серии, которая будет охватывать каждую из этих зон, мы рассмотрим географический регион Европы.

Отчет начинается с определения экономических параметров, на которых основываются анализ и прогнозы. Так, технические специалисты IAAPA сообщают, что доход тематических парков и парков развлечений на 80-90% состоит из «расходов» посетителей в них, и на 20-10% — из сбора за лицензии, спонсорство, организацию мероприятий и другие виды деятельности, «не связанные напрямую с посещением тематического парка или парка аттракционов». Далее они идут глубже: от 55% до 60% указанного дохода приходится на покупку билета посетителями, в то время как приобретение продуктов питания, розничных продуктов и другие расходы внутри парка составляют от 25% до 30%. Однако в отчете не учитываются доходы парков от лицензий, спонсорства, мероприятий и других видов деятельности, а также расходы в зоопарках, музеях, семейных развлекательных центрах, отдельных аквапарках, отелях и других подобных заведениях.

Тематические парки и парки развлечений в 2021 году оставили позади кризис в области здравоохранения, который потряс Европу и весь мир. В этом году количество посетителей этих объектов на континенте достигло в целом 120,9 миллиона человек. Мы можем получить представление о масштабах изменения тенденции, если заметим, что эта цифра означает рост посещаемости европейских парков на 103,5% по сравнению с 2020 годом (когда она едва достигла 59,4 млн, когда продолжалась негативная тенденция и количество посещений упало на 66,4%). Однако цифры за 2021 год, когда парки вновь открылись, все еще далеки от 176,9 млн. посещений в 2019 году, до воздействия пандемии. Так, в отчете IAAPA прогнозируется, что с 2022 г. и уже в 2023 г. посещаемость тематических парков и парков аттракционов в Европе достигнет величин, предшествующих 2020 г. и мировому кризису. Другими словами, он прогнозирует около 167,6 млн. посетителей в 2022 году (данные в настоящее время готовятся) и 181,5 млн.,+ или положительный рост на 2,5% по сравнению с 2019 годом, к 2023 году. Вместе с этим, в отчете приводится прогноз увеличения количества посетителей на 5,2% в 2024 г. (по сравнению с 2023 г.) и на 3,9% в 2025 г. (по сравнению с предыдущим годом).

В отчете также оценивается, что в Европе расходы в тематических парках и парках аттракционов в 2020 году сократились на 63,3%, с 7 203,52 млн. евро до 2 641,72 млн. евро (или с 7 826 млн. долларов до 2,870 млн. долларов). Однако это снижение сопровождалось резким увеличением расходов на посетителя на 9,2%, с 40,72 до 44,48 евро (или с 44,24 до 48,32 долларов), «безусловно, самым большим ростом за последние пять лет». Исследование прогнозирует, что указанные расходы на посетителя стабилизируются в 2022 году (с увеличением всего лишь на 0,5%), а с 2023 года, когда они снова вырастут на 4,1%, они будут ежегодно увеличиваться примерно на эти четыре процентных пункта.

Помимо количественного анализа, в отчете содержится качественный анализ сильных сторон сектора, в котором говорится, что «первоначальное восстановление рынка тематических парков в начале 2021 года также отражает его сильные экономические основы». В работе особо упоминается тот факт, что тематические парки и парки развлечений, которые являются частью «рынка досуга по билетам», не пострадали от конкуренции со стороны цифровых альтернатив, как это произошло с концертами, музыкальными фестивалями, спортивными мероприятиями и кинотеатрами, среди других видов деятельности. В конце концов, совместный опыт вдали от дома создает дополнительную ценность, которую люди ценят и за которую готовы платить. Наконец, в отчете в качестве факторов, способствующих увеличению как посещений, так и доходов, указывается ускорение очередей с помощью мобильных приложений и других технологий, динамичная ценовая политика, а также тенденция к предварительному бронированию для распределения спроса в течение года или созданию безналичных и безконтактных форм оплаты.

Источник: IAAPA. Изображения: IAAPA.