Мы хотим посвятить это пространство архитектурному проекту удивительной смелости и чрезвычайной уникальности. Это Reggio School, которая открыла свои двери в сентябре прошлого года (2022) в Мадриде, Испания. Начнем с того, что в соответствии с подходом ее создателей, архитекторов студии Андреса Жарка / Офиса политической инновации, «архитектура школы стремится стать мультивселенной, в которой многоуровневая сложность окружения становится читаемой и эмпирической, избегая гомогенизации и унифицированных норм». Действительно, первое впечатление, которое вызывает созерцание здания Reggio School, — это почти живой, органичный объект, составленный как коллаж из причудливых и не связанных между собой форм, в динамичной и юношеской игре, оживленной хорошим юмором, радостной и веселой.
В «ансамбле из различных климатов, экосистем, архитектурных традиций и норм» здание школы возвышается наложенными друг на друга слоями. Первый этаж, спроектированный таким образом, что он находится в непосредственном контакте с необработанной землей, всего в одном шагу от нее и без визуальных разделений, предназначен для самых младших учеников. Более высокие уровни предназначены для учащихся средних и старших классов. Внутренний сад с «резервуарами для мелиорированной воды и земли» под теплицей проходит вертикально через пять этажей, вплоть до последних уровней того, что лучше назвать архитектурным объектом, чем зданием.
Связанные этим внутренним садом классы старших школьников организованы «как в маленькой деревне». Однако второй этаж представляет собой агору, архитектура которой «побуждает учителей и учеников участвовать в управлении школой и взаимодействовать с окружающими пейзажами и территориями». Это зона площадью почти 500 м2 и высотой 8 м, на которой разбиты небольшие сады, специально построенные для размещения сообществ насекомых, бабочек, птиц и летучих мышей, дизайн которых разработан «сетью экологов и почвоведов». Как подытожили архитекторы, общая концепция, определяющая дизайн и строительство Reggio School, заключается в «идее о том, что архитектурная среда может пробудить в детях стремление к исследованиям».
Но проект необычайной сложности и глубины идет гораздо дальше. Согласно его архитекторам, его дизайн, его строительство и его использование расширяют и превосходят парадигму экологической устойчивости в комплексном подходе, благодаря которому в самой архитектуре переплетаются «воздействие на окружающую среду, нечеловеческие союзы, мобилизация материалов, коллективное управление и педагогика».
Что касается заботы об экологическом воздействии, то здание является примером «экономной стратегии» по минимизации воздействия на окружающую среду в соответствии со следующими принципами дизайна, а именно: вертикальность для сокращения использования земли; «радикальное» сокращение конструкции за счет отказа от облицовки, подвесных потолков, технических полов или вентилируемых фасадов, а также анализ и расчет конструкции для точного определения толщины несущих стен; и, наконец, оболочка для 80% здания толщиной 14,2 см из плотной пробки плотностью 9700 кг/м3. В результате получилось голое здание, в котором «беспрецедентная видимость его рабочих компонентов определяет его эстетику».
Следует только добавить, что, вопреки тому, что принято в архитектуре, ни одна из инженерных и служебных систем здания не скрыта в его конструкции, а остается решительно видимой. При этом «потоки, поддерживающие активность здания, дают учащимся возможность задаться вопросом, как их тела и социальные взаимодействия зависят от обмена и циркуляции воды, энергии и воздуха».
Источник и изображения: Andrés Jarque / Office for Political Innovation.