3D-печать в архитектуре и строительстве — это уже не обещание будущего, а реальность настоящего. Это аддитивная система для производства трехмерных объектов путем наложения последовательных слоев материала или экструзии. В случае архитектуры и строительства этим материалом обычно является бетон с особыми свойствами.
На сегодняшний день наиболее распространенными методами 3D-печати являются:
- Contour Crafting («контурное изготовление»): это процесс, при котором бетон наносится для формирования 3D-модели с гладкой поверхностью. Рельсы, на которых вращается роботизированная рука принтера, устанавливаются вокруг пола здания. С каждой стороны и на экструзионном сопле есть несколько шпателей, которые разглаживают и уплотняют каждый слой. Обычный бетон для этого процесса не подходит, так как он не выдерживает собственного веса. Требуется бетон, способный затвердевать после печати каждого слоя, прежде чем процесс будет продолжен со следующим.
- Concrete printing (или «печать бетоном»): эта система, как и предыдущая, позволяет создавать самые разнообразные формы и размеры. Однако из-за того, что печатающая головка не имеет шпателей, отделка с ее характерным внешним видом позволяет видеть невооруженным глазом различные печатные слои, которыми наносился материал.
- D-Shape (или «D-образная форма»): в этой системе используется большой принтер, который скользит по горизонтальным балкам и четырем колоннам. Материал, который он использует для строительства, похож на мрамор и состоит из связующих жидкостей и песка. Он прочнее бетона и не нуждается в железной арматуре или армировании. Эта технология позволяет построить практически любую конструкцию, будь то трубопровод, полая колонна или другие органические формы.
При сравнении трех указанных процессов 3D-печати мы должны отметить, что в то время как для печати бетоном требуется использование армирования для поддержки консолей и других произвольных форм, для контурной печати они не нужны. Напротив, в системе D- Shape для поддержки используется рыхлый материал. Все три типа строительства представляют собой послойные процессы возведения.
Хуан Гвардиола Кутильяс, старший архитектор Отдела архитектуры Amusement Logic