«Садовники (…) занимаются убийством, чтобы [в их саду] было красиво», — говорил Жиль Клеман, французский ландшафтный дизайнер, садовник, ботаник, энтомолог и эссеист, а также преподаватель Версальской школы ландшафтного дизайна, в интервью, опубликованном в еженедельном приложении к газете «El País». И это его критическое высказывание прекрасно характеризует подход, который он применяет при создании садов и ландшафтов. Хотя во время учебы Клеман научился «убивать», вскоре он решил найти другой способ справиться с разнообразием природы.
Так, в 1977 году он купил участок земли, чтобы «работать без пестицидов». Благодаря своим экспериментам (например, для борьбы с вредителями он использовал пюре из крапивы вместо инсектицидов), французскому ландшафтному дизайнеру удалось установить то тонкое равновесие, на котором с тех пор позиционируются его работы: максимальное разнообразие и движение при минимальном вмешательстве. Одна из концепций, которую он придумал и которая отвечает этому подходу, — это «сад в движении».
В отличие от ландшафтных пространств, основанных на визуальном порядке и контроле над видами растений, сад в движении — это тип ландшафта, который живет своей собственной жизнью и является динамичным. В нем растения находят естественную связь с окружающей средой и максимально свободно развиваются. Напротив, традиционный ландшафтный дизайн делается искусственно, с использованием компьютеров: например, для создания стационарных садов. Не обращая внимания на отношения между растениями и их естественный рост, они устанавливают выравнивание, пропорции и определенные ограничения. Напротив, сад в движении сегодня один, а через год будет совсем другим.
C точки зрения Клемана, ландшафтный дизайн — это только отправная точка, и его вмешательство в природный ансамбль должно быть минимальным. Таким образом, он никогда не употребляет выражение «сорняк», а ценит подпадающие под это понятие виды растений постольку, поскольку они играют свою роль в природном балансе. В любом случае вмешательство в ландшафт будет необходимо только для того, чтобы ландшафт не превратился в дикую землю, которой посетители не могут наслаждаться.
Еще одна концепция, предложенная французским ландшафтным дизайнером, связанная с предыдущей, — это «сад сопротивления». В данном случае речь идет о том природном пространстве, которое живет без помощи человека и связанного с ним ландшафта. Это ландшафтный дизайн, который не требует обслуживания, который «не влечет за собой расходов» и не приводит к тому, что «использование воды резко возрастает». Таким образом, это «устойчивый сад», настаивает Клеман в интервью для «El País Semanal».
Последняя концепция, которой ландшафтный дизайн и садоводство обязаны французскому специалисту, — это концепция «третьего ландшафта». Это именно тот, который формируется в маргинальных местах, которые мы, люди, покидаем. Например, обочины. Третий ландшафт, действительно, полностью дикий. Пространства, которые составляют его, представляют большую ценность для Клемана, так как они являются природным «убежищем для разнообразия».
Источники: ROOM, El País, Wikipedia. Изображения: Жиль Клеман.