Мост Чанаккале 1915 с основным пролетом длиной 2023 метра опередил японский мост Акаси-Кайкё на 31 метр и стал самым длинным висячим мостом в мире, когда он был открыт для движения транспорта 18 марта. Две его опорные башни высотой 318 м каждая превышают Эйфелеву башню (без антенны) на 6 метров. Мост, построенный к югу от городов Лапсеки и Галлиполи по поручению Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и инфраструктуры Турции, пересекает пролив Дарданеллы, у южного входа в Мраморное море, и позволяет проезд из Азии в Европу и обратно за 6 минут на машине.
Это является «огромным вкладом в экономику нашей страны», по словам генерального директора проекта Мустафы Танриверди, и с его помощью они намерены «почтить славную историю Чанаккале и увенчать столетие со дня основания нашей Республики». Танриверди намекает своими словами на морскую победу при Чанаккале в марте 1915 года, когда британские и французские союзники потеряли треть своего флота во время попытки высадки в Галлиполи в Первой мировой войне. Проект «занимает первое место среди крупномасштабных инвестиций PPP (с англ. «государственно-частное партнерство») в Европе в сумме почти 3 миллиарда евро».
COWI, копенгагенская инженерная компания с филиалами по всему миру, выполнила рабочий проект моста Чанаккале 1915 для совместного строительного предприятия, созданного четырьмя крупными строительными компаниями: Limak и Yapı Merkezi из Турции и Daelim и SK E&C из Южной Кореи. По словам ответственных за проект, строительство грандиозного моста стало возможным благодаря «соглашениям о финансировании, подписанным с 25 финансовыми учреждениями из 10 стран, которые гарантируют 15-летний кредит с 5-летним льготным периодом (…). 70% кредита предоставлено 19 иностранными банками и финансовыми учреждениями, а 30% — турецкими банками». С другой стороны, проект Чанаккале 1915 отвечает модели «строительство-эксплуатация-передача», которая применяется на практике, когда частная организация получает концессию от государственного сектора на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на определенный период времени.
По данным COWI, для проектирования данной инфраструктуры им пришлось решить несколько проблем, связанных с ее расположением, в том числе «сильный ветер, высокая сейсмическая активность и крупнотоннажные контейнеровозы». Ингер Биргитте Крун, руководитель проекта в COWI, уверяет, что «только менталитет сотрудничества всех сторон позволил спроектировать и построить висячий мост с мировым рекордом менее чем за 5 лет».
Без сомнения, мост Чанаккале 1915 является одним из чудес света, и процесс его строительства поистине захватывающий. Вы можете ознакомиться с ним через видео на КАНАЛЕ YOUTUBE.