«Мы создаем современную архитектуру, которая на пересечении утопии и прагматизма питает воображение афро-футуристическим видением». Это первое предложение, которое мы получаем в презентации электронного портала Kéré Architects. В другом месте на том же веб-сайте мы читаем: «Kéré Architecture была основана в 2005 году. Ее деятельность основана на двойном подходе: превосходство в дизайне и социальная приверженность». И сразу же: «Студия, получившая признание за сдержанную элегантность своих конструкций, новаторское использование материалов и стремление строить в регионах, мало изученных современной архитектурой, получила множество наград». Правильно, и к ним прибавляется последняя, ​​самая престижная в архитектуре, Притцкеровская премия ее основателю, архитектору Дьебедо Франсису Кере.

Об этом архитекторе, родившемся в Буркина-Фасо, Африка, в прессе говорится: «Кере, первый чернокожий архитектор, получивший эту награду [—Притцкеровскую премию—], работает прежде всего в областях, подверженных ограничениям и невзгодам, использует локальные материалы и строит современные объекты, ценность которых превышает саму структуру, служащую и консолидирующую будущее целых сообществ» (Archdaily).

Или: «В возрасте семи лет г-н Кере оказался набитым более чем 100 учениками в очень жарком классе. Этот опыт (…) стал первым ребенком в его сообществе, пошедшим в школу, и вдохновил его на улучшение школьной жизни для детей в Буркина-Фасо с помощью архитектуры. Спустя годы, после изучения [архитектуры] в Германии, его мечта сбылась, и первым зданием, спроектированным г-ном Кере в 2001 году, была начальная школа в его родном городе Гандо» (BBC NEWS).

Или: «Кере руководил многочисленными школами и медицинскими центрами по всей Африке, в Республике Бенин, Того, Кении, Мозамбике, Мали, Судане и в своей родной Буркина-Фасо», и «помимо работы в общественных зданиях, Кере имеет также спроектировал здание парламента для своей страны (…) и новый парламент для соседнего Бенина» (Dezeen).

То самое жюри, которое присудило ему Притцкеровскую премию, уверяет, что архитектор Кере «разработал специальный, очень решительный и выразительный архитектурный словарь: двойные крыши, тепловая масса, ветряные башни, непрямое освещение, сквозная вентиляция и теневые ящики (вместо окон, двери и обычные колонны) не только стали их основными стратегиями, но и приобрели в строительстве достойную категорию». Таким образом, «он напоминает нам о том, что было и, несомненно, будет оставаться краеугольным камнем архитектурного упражнения: чувство общности и качество повествования (…), в которых архитектура может стать источником постоянной и продолжительной радости и счастья». И заключает: «За дары, которые он создал благодаря своей работе, дары, выходящие за рамки дисциплины архитектуры, Фрэнсис Кере удостоен Притцкеровской премии 2022 года».

Источники: Kéré Architecture, Pritzker Prize, BBC NEWS, Archdaily, Dezeen. Изображения: Kéré Architects.