Персидская архитектура отражает богатую культуру с более чем 5-тысячелетней историей, начиная с древнейших следов (керамика и бронза), датируемых между 4-м и 3-м тысячелетием до нашей эры, когда в древнем городе Сузы появилась первая форма письменности, полученная от нее. Шумерские источники, по сей день. Вообще говоря, в иранской архитектуре можно выделить два великих периода, разделенных мусульманским завоеванием Персии в середине 7 века. Первый период относится к доисламской архитектуре, которой соответствуют остатки Суз, Персеполя или Так-и-Касры. Вместо этого с арабским вторжением персидская архитектура приняла исламские черты, пока не стала уникальным стилем.

Самая древняя доисламская иранская архитектура обнаружена в археологических памятниках, таких как Теппе Заге, Чога Занбил, Таппе Сиалк, Шахр-и Сохта, хотя, учитывая их возраст, едва ли можно распознать какие-либо архитектурные особенности. Во многих случаях это зиккураты, пирамидальные сооружения с прямоугольным, овальным или квадратным основанием, построенные из сырца внутри и обожженного кирпича снаружи, иногда глазурованные в разные цвета, и с храмом наверху, вероятно, каменного культа, к которому ведут длинные лестницы.

Однако архитектурные пережитки гнева ni из империи Ахеменидов (середина VI века до н.э.) более полны. В данном случае на иранскую архитектуру явно повлияла месопотамская, греческая и египетская архитектура. Новый стиль благоприятствует строительству монументальных комплексов, таких как дворцы и залы для аудиенций с колоннами, двойными лестницами и террасами, несущими стенами, арками и сводами, хотя они также построены с балками и колоннами. Эту архитектуру можно увидеть, например, во дворце Кира в Пасаргадах или в остатках города Персеполя. Более поздние парфяне и сасаниды увековечили этот монументальный стиль в своих дворцах с огромными статуями, скульптурными головами животных и резными барельефами. Сасаниды также ввели лепные и мозаичные украшения, типичные для персидских зданий. Это была архитектура, вдохновленная имперской властью, более гражданская и языческая, чем религиозная, грандиозная и монументальная. Среди его примеров гробницы великих ахеменидских царей Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I и Дария II (приписываемые в этих последних трех случаях) в некрополе Накш I-Рустам.

С исламским завоеванием VII века архитектура стала религиозной и приобрела высокий уровень изысканности. Как видно из мечетей Ирана, эта архитектура прибегала к монументальным куполам, мукарнам и айванам (большим крыльцам под аркой или сводчатым пространством, одна из сторон которого была открыта во двор). Изящная лепнина, зеркала, керамическая мозаика, витражи и каллиграфия — декоративные элементы, широко используемые в иранском исламском стиле. Но помимо своей декоративной функции эти элементы представляют собой символ божественного. Иранские мечети изобилуют чистыми формами, такими как круги и квадраты, перекрывающиеся и переплетающиеся в замысловатые геометрические узоры. Эти чистые формы представляют совершенство и, следовательно, небо и божественное.

Нельзя не упомянуть персидские сады как важную часть архитектуры Ирана, до 9 из них занесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Его влияние распространяется на сады по всему миру. Их предназначение одновременно эстетическое и духовное, поскольку они представляют небо и землю, окруженные им. Вода — основной элемент ландшафтного дизайна персидских садов, распределенная по каналам, которые делят их на четыре части, соединенные центральным прудом.

В заключение мы должны обратиться к очень уникальному элементу традиционной архитектуры Ирана. Это канаты, также называемые ветровыми башнями, ветровыми стеклами, ветровыми трубами или ветряными башнями. Это древняя пассивная система охлаждения, через открытые башни на своем верхнем конце, которые выступают над крышами домов и зданий. С их помощью можно проветривать помещения и, таким образом, смягчать большие колебания температуры днем ​​​​и ночью внутри зданий. Наконец, замечательное искусство плитки и керамики является неотъемлемой частью иранской архитектуры. Он процветал в исламский период и широко использовался в украшениях куполов мечетей и сводчатых потолков дворцов и важных зданий.