В течение последних двух столетий города развивались и росли во многих случаях на землях, отвоеванных у естественного течения вод. Таким образом, городская застройка прошла через водно-болотные угодья и аллювиальные равнины или захватила берега рек без учета последствий или того факта, что рано или поздно вода возвращает себе то, что ей принадлежит. Примеров много, которые еще более очевидны с изменением климата и связанными с ними метеорологическими явлениями. Если не вдаваться в подробности, в 2021 году произошли катастрофические наводнения в США, Германии, Бельгии, Индии, Тайланде и на Филиппинах. Однако за последние несколько лет этот урбанистический подход уступил место новому и более сознательному подходу среди градостроителей во многих странах.

Американская писательница Эрика Гис в статье, недавно опубликованной в журнале Technology Review Массачусетского технологического института (на основе ее собственной книги «Вода всегда побеждает: достижение прогресса в эпоху засухи и наводнения»), называет эту новую городскую тенденцию «Slow Water» (что мы могли бы перевести как «Спокойная вода»). В соответствии с этой тенденцией городское планирование должно строить «города-губки», способные поглощать большую часть дождя вместо того, чтобы сдерживать воду плотинами, каналами и асфальтом, которые «выталкивают ее из земли как можно быстрее». Одним из крупнейших представителей этого направления, на чьих идеях Гис основывает свою статью, является художник-пейзажист из Пекина, Китай, Ю Концзянь.

Ю Концзянь через свою фирму по ландшафтной архитектуре Turenscape, соучредителем которой он стал в 1998 году, провел много лет, занимаясь проектами по восстановлению приливов и отливов в городской среде. Для этого он разработал и построил гибкие пространства, которые позволяют воде распространяться и фильтроваться в землю, как для предотвращения затопления, так и для хранения ее в недрах и возможности использовать ее в дальнейшем. По его мнению, ограничивая реки плотинами, возводя дамбы и размещая здания или автостоянки там, где хочет течь вода, мы создали «серую инфраструктуру», которая «на самом деле является убийцей природной системы, от которой зависит наше устойчивое будущее». На самом деле, как цитирует Гис, в густонаселенных городах только около 20% дождя просачивается в землю, а остальное уходит в канализацию и трубы

Таким образом, планируя проект, проектировщики «должны сначала выяснить, что делала вода до того, как был построен город». При этом возможности освободить для нее место и сократить ее потери состоит в восстановлении мест в городах (когда здания сносят или правительства покупают и удаляют их) и создании в них поглощающих парков. А при создании садов удобно иметь системы «биофильтрации», такие как рвы, окруженные водными растениями, инфильтрационные пруды, дождевые сады и фильтрационные колодцы. А в случаях, когда «человеческое пространство не подлежит обсуждению», проницаемые тротуары и зеленые крыши представляют собой хорошее решение для поглощения воды.

В любом случае, помимо этих необходимых решений, как вы можете видеть на изображениях, пространства, затронутые ландшафтным дизайном Ю Концзяня, в дополнение к тому, что они прекрасно иллюстрируют тенденцию «Тихая вода», обладают большой красотой и делают города более приятными и экологически устойчивыми местами.

Источники: MIT Technology Review, Slow Water World. Изображения: Turenscape.