Мы представляем хорошего знатока сектора кемпингов в Болгарии и на Балканах. Он является редактором единственного в стране путеводителя по кемпингам и ярым любителем туризма на открытом воздухе, и это увлечение исходит из семейной традиции. Мы приглашаем вас прочитать интересную перспективу туристического сектора, который продолжает расти в этом географическом регионе Европы.
Amusement Logic: Вы изучали право в Новом болгарском университете. Не могли бы вы рассказать нам о начале вашей карьеры и о том, почему вы оказались в секторе кемпингов?
Веселин Валев: Да, у меня юридическое образование, но я всегда увлекался путешествиями и кемпингами. Я любитель кемпингов в третьем поколении. В 60-е годы мой дед ходил всей семьей в походы с палаткой на Черноморское побережье. Потом мой отец делал то же самое с нашей семьей. Сейчас я езжу в кемпинги с дочерью. Кемпинг означает свободу и нахождение в райском уголке, особенно для детей.
A.L.: Что такое Camping.bg?
В.В.: Это единственный портал в Болгарии, специализирующийся на кемпинге и караванинге. Он начинался как цифровая коммуникационная среда, только как электронный портал. Теперь мы публикуем ежегодный путеводитель по кемпингам в Болгарии и организуем выставку Camping & Caravaning Expo — единственную в своем роде выставку в Болгарии. У нас есть много идей для будущих проектов, и мы собираемся запускать их один за другим.
A.L.: Кемпинги в Болгарии работают сезонно или круглый год? И почему?
В.В.: Большинство кемпингов в Болгарии работают сезонно, особенно на побережье Черного моря. Очевидно, что немногие хотят отдыхать на побережье, когда холодно. Во внутренних районах страны есть несколько кемпингов, которые открыты круглый год. Они часто имеют термальные спа-зоны или являются частью более крупных туристических комплексов.
A.L.: Что касается общей ситуации, хотелось бы узнать количество кемпингов в Болгарии и их категорию, общее количество мест и количество отдыхающих в них за сезон…
В.В.: В Болгарии более 140 объектов, предлагающих размещение: для палаток, для автодомов и караванов или для всего сразу. Есть кемпинги, принадлежащие британцам, голландцам и другим национальностям. К сожалению, достоверной официальной статистики по количеству мест в кемпингах и количеству отдыхающих за сезон нет.
A.L.: А посетители этих кемпингов, насколько они локальны, а насколько интернациональны?
В.В.: Профиль клиентов варьируется в зависимости от местоположения и владельцев кемпингов. Например, в кемпингах на побережье в основном клиенты из Болгарии, за ними следуют румыны, немцы, поляки, чехи и т. д. Кемпинги внутри страны сильно отличаются друг от друга. В кемпингах, принадлежащих иностранцам, в основном иностранные клиенты. Последние два года были очень тяжелыми для всех. Ожидалось, что это будет первый нормальный год для путешествий, пока не началась война в Украине. Сейчас никто не может предсказать, как это повлияет на туризм в Болгарии.
A.L.: Какую роль кемпинги в вашей стране отводят зонам для отдыха и развлечений?
В.В.: Все больше и больше кемпингов предлагают не только проживание, но и возможность весело провести время, заняться активным отдыхом, спортом и т.д. В 2019 году в Болгарии открылся первый термальный кемпинг на Балканах. В нем есть собственный спа-комплекс, доступ к которому имеют только его клиенты. В этом году откроются еще два термальных кемпинга в разных местах. Все больше и больше кемпингов предлагают прокат велосипедов, лодок, байдарок и т.д. Некоторые из них сотрудничают с гидами и местными туристическими достопримечательностями, благодаря чему их клиенты получают больше удовольствия от отпуска и даже продлевают его.
A.L.: Как болгарские кемпинги обычно относятся к инвестиционной политике? Или, другими словами, как они управляют инновациями и обновлением аттракционов и услуг?
В.В.: Владельцы кемпингов инвестируют в ремонт водопроводных сетей, в новые объекты, такие как прачечные, детские площадки, кухни и т. д. Что им следует делать больше, так это инвестировать в улучшение окружающей туристической инфраструктуры, такой как вывески, велосипедные и пешеходные маршруты и т. д.
A.L.: Какие маркетинговые стратегии вы используете?
В.В.: Обычно кемпинги имеют веб-страницы и профили в основных социальных сетях, таких как Facebook и Instagram. Удивительно, но до сих пор есть владельцы кемпингов, у которых ничего этого нет, они даже не используют электронную почту для общения. Многие кемпинги включены в наш печатный и цифровой путеводитель по кемпингам, а также присутствуют на других европейских цифровых платформах.
A.L.: Как развивался сектор в Болгарии в последние десятилетия?
В.В.: Кемпинг-туризм в Болгарии довольно сильно развился в коммунистические времена. В конце 1980-х здесь было почти 90 кемпингов. Потом, после падения режима, многие из них закрылись, потому что принадлежали государству. Сегодня кемпинги частные, за некоторыми исключениями. Ежегодно в стране открывается не менее 5 новых кемпингов. После пандемии Covid интерес к кемпинговому туризму значительно возрос, и в этом году в Болгарии появится не менее 10 новых кемпингов.
A.L.: И наконец, каким вы видите будущее сектора кемпингов в вашей стране?
В.В.: Болгария имеет огромный потенциал для кемпингового туризма. Наша страна имеет красивый ландшафт, хорошо сохранившуюся природу и расположена на важном историческом перекрестке восток-запад и север-юг. Я надеюсь, что количество кемпингов в ближайшие годы увеличится, а также их разнообразие с точки зрения расположения и услуг. И я также надеюсь, что они улучшат свои условия.