Раковины моллюсков — это результат миллионов лет эволюции, содержащийся и выраженный в ДНК каждой особи этого филума. С их помощью эти живые существа приспосабливаются к окружающей среде, чтобы выжить. То же самое относится к норам, ульям, гнездам, муравейникам и т.д., которые являются продуктом инстинкта животных и эволюционной реакцией на условия окружающей среды. Однако архитектура, или процесс, с помощью которого мы, люди, проектируем и строим (среди прочего) наши «норы», наши «ульи» или наши «гнезда», по своей сути отличается от простого осуществления инстинкта выживания.

Действительно, инстинкт, механический и неизменный процесс (вне случайных мутаций), недостаточен для человечества, даже непригоден для решения некоторых его задач. Одна из основных причин этого заключается в том, что инстинкт исключает творчество. Вторая причина заключается в том, что он исключает культуру. Архитектура, наоборот, является прямым отражением культуры, понимаемой, согласно словарю, как «совокупность образа жизни и обычаев, знаний и степени художественного, научного, промышленного развития в какую-либо эпоху, социальную группу и т.д.».

Таким образом, хотя многие продукты архитектуры имеют ту же функцию и ту же цель, что и другие продукты инстинкта (например, выживание, а также, почему бы и нет, комфорт), их практика определяется историческими вопросами, включая эволюцию вкуса, определяющий фактор традиции и географии, или технологическое развитие каждого периода. И все же творчество является неизбежным фактором эволюции и изменчивости архитектуры. Фактически, именно таким образом эта дисциплина иногда ускользает от определения своей функции и цели, а также от цепи исторических и экологических факторов.

Наконец, есть еще один элемент, выходящий за рамки инстинкта, непосредственно связанный с творчеством и, следовательно, с архитектурой: эстетическое суждение. Как бы мы ни находили природу красивой, подобно тому, как младенец находит красивой грудь матери, продукция инстинкта никак не связана с тем, что люди считают красивым. Они не прекрасны и не противоположны, они просто есть, они есть, и они таковы в той мере, в какой представляют собой эволюционное преимущество для живых существ. Если бы не было хищников и испарения, раковины моллюсков, вероятно, не существовало бы. Таким образом, эстетическое суждение неотделимо от человеческого творчества, оно применимо к его произведениям и, следовательно, к архитектуре. И, конечно, эстетическая оценка также эволюционирует в зависимости от исторических эпох.

Текст вдохновлен: ArchDaily. Изображения: Проекты Amusement Logic.