С завершением первой очереди строительства метро Дохи, столицы Катара, была введена в эксплуатацию одна из самых современных и быстрых систем беспилотного метро в мире. Архитектурная студия UNStudio разработала проекты станций новой сети метро Дохи в сотрудничестве с Департаментом архитектуры Катарских железных дорог. Результатом их работы стало «Руководство по архитектурной идентичности» — обширный перечень рекомендаций по проектированию, архитектурным деталям и спецификациям материалов, в соответствии с которым к настоящему времени завершено строительство трех линий метро и 37 станций метро его первой очереди.

По словам его архитекторов и дизайнеров, их целью было «создать единую идентичность на всех уровнях, от отдельных станций до всей сети». С этой целью, согласно заявлениям основателя и главного архитектора UNStudio Б. ван Беркеля, сделанным для World Architecture News, с помощью «адаптируемой параметрической системы (…) стало возможным создать дизайн с множеством вариантов, но который сохраняет постоянную идентичность в любое время года. Таким образом, мы можем объединить локальные контекстуальные различия в рамках глобальной идентичности и параметрически адаптировать физические факторы, такие как ориентация, проникновение естественного света, потоки пассажиров, элементы конструкций и т. д., в сложной, но чрезвычайно дисциплинированной системе».

Проекты UNStudio демонстрируют двойственность между чистым и скромным внешним видом и богатыми и светлыми интерьерами с перламутровыми стенами. Таким образом, если наружные здания отсылают к «монолитной силе» древней катарской архитектуры, то внутренние пространства создают «сияющий эффект движения и текучести». Общая концепция станций метро Дохи навеяна историческими караван-сараями, старинными зданиями, расположенными вдоль основных торговых, паломнических или военных путей на Ближнем Востоке, где путники и караванные животные могли переночевать и отдохнуть.

Новая сеть метро была разработана с целью создания эффективной, надежной и устойчивой системы общественного транспорта, которая стала бы привлекательной альтернативой частному транспорту в городе, где большинство жителей передвигаются на автомобилях.

Источники: World Architecture News, UNStudio, Wikipedia. Изображения: UNStudio.