Published On: 03.11.2021|Categories: Статьи|Tags: |

Хотя американский историк и социолог Льюис Мамфорд приписал это острое наблюдение британскому математику и философу Бертрану Расселу еще в 1934 году, именно итальянский физик Чезаре Маркетти в своей статье 1994 года «Антропологические инварианты в поведении во время путешествий» сформулировал принцип, который сегодня носит его имя (хотя сам Маркетти приписывает находку израильскому транспортному аналитику и инженеру Якову Захави). Как бы то ни было, этот принцип гласит, что среднее ежедневное время, которое человек тратит на дорогу между домом и работой, составляет один час или полчаса в одну сторону. Это означает, что время в пути в одну сторону, или «константа Маркетти», в городах до 1800 года такое же, как и в современных городах сегодня.

Так, по данным издания «Quartz» (взятым из статьи Маркетти), до 1800 года, когда люди приходили на работу пешком, средний диаметр европейских городов (в том числе Рима, Венеции или Берлина) составлял 5 км. Если принять во внимание, что большинство людей преодолевают расстояние от 1,6 до 3,2 км при ходьбе в течение 30 минут, мы можем сделать вывод, что время, необходимое для пересечения пешком радиуса этих городов, было довольно близко к константе Маркетти. Опять же, согласно последним доступным данным, среднее время на дорогу на работу в Соединенных Штатах в настоящее время составляет 27,6 мин, 26,2 в Канаде или 29,5 в Соединенном Королевстве; в Европе средний показатель составляет 25 минут, в то время как в Китае (данные за 2015 г.) средний показатель по стране составляет 27 минут; с другой стороны, в такой ближневосточной стране, как Дубай (поскольку нет общих данных), среднее время в пути составляет 39,32 минуты (мы не должны забывать, что эти данные являются средними, что подразумевает определенную изменчивость и, в любом случае, они только показывают тенденции).

Хотя Маркетти в своей статье приписывает этот любопытный факт «единству инстинктов путешествий по всему миру, вне культуры, расы и религии», другие аналитики приписывают это вопросам потребления и экономии времени. В любом случае константа Маркетти объясняет естественный путь развития урбанизма и городов. Таким образом, ее действенность, по крайней мере, в течение последних двух столетий, объясняется тем фактом, что, когда появляется новое средство передвижения, сокращающее время в пути для его жителей, города обычно расширяются до предела, от которого это время становится больше 30 минут. Так, например, трамвай и метро сначала позволили людям жить в одном районе и работать в другом. Впоследствии пригородные поезда или автомобили и шоссе постепенно увеличивали расстояние между пригородными домами и городскими рабочими центрами. И всегда до 30 минут в каждую сторону.

Как мы видим, константа Маркетти является функцией эффективности (или скорости) доступных транспортных средств и радиуса городов. Следовательно, мы можем математически выразить (просто с развлекательной и иллюстративной целью) принцип, лежащий в основе так называемой константы Маркетти (kM), как функцию (f) радиуса города или расстояние, которое люди должны преодолеть от своего дома до места работы (r), и скорость передвижения, разрешенная транспортным средством, имеющимся в их распоряжении (v):

kM = f (r/v)

В настоящее время, с распространением дистанционной работы и, как следствие, отсутствием путешествий, развитие городского планирования может пойти другим путем. На данный момент, согласно недавним исследованиям, удаленная работа привела к смещению спроса на недвижимость из плотных коммерческих районов центра города в менее плотные пригородные районы, а также в сельские районы. Наверняка вы, как и мы, тоже слышите новости о том, что исход за пределы городов растет благодаря дистанционной работе. Будет интересно проследить за эволюцией.