Published On: 06.10.2021|Categories: Статьи|Tags: , |

Этническая группа суахили простирается через Восточную Африку, в основном на побережье и островах Кении, Танзании и на севере Мозамбика. Хотя количество ее представителей составляет 1,8 миллиона по данным Joshua Projec, различные оценки показывают, что более 100 миллионов человек говорят на языке суахили, распространенном между Танзанией и Кенией и в приграничных районах Уганды, Мозамбика, Демократической Республики Конго, Руанды, Бурунди, Сомали, Замбии, Малави и северного Мадагаскара. Однако язык, родившийся на африканском побережье Индийского океана между 8 и 12 веками христианской эры в результате взаимодействия групп банту, арабов и персов, не единственное наследие суахили. Его влияние, масштаб которого дает представление о распространении его языка, распространяется на архитектуру всей географической области.

Многочисленные образцы архитектуры суахили можно найти в городских центрах Момбаса, Ламу и Малинди в Кении или Сонго Мнара, Килва Кисивани и Занзибар в Танзании (кстати, Ламу, Занзибар и Килва были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО), хотя ее влияние простирается от Мозамбика на юге до Сомали на севере. Как и язык, архитектура суахили представляет собой сочетание культурных элементов материковой части Африки с элементами Аравийского полуострова и Южной Азии. Ислам играет важную роль в городском планировании городов суахили. Они организованы в районы, разделенные стенами, где мечеть представляет собой центр каждого из них, от которого отходят характерные узкие улицы, ведущие на север, юг, восток и запад.

Типичным для архитектуры суахили является использование кораллового известняка в кирпичной кладке стен, в сочетании с балками из мангрового дерева для поддержки потолков и крыш, возведенных с помощью известкового раствора, песка и красной земли. И известняк, и мангровое дерево, и строительный раствор — все это местные материалы. Помимо этого, белый цвет преобладает на фасадах и стенах архитектуры суахили, что вместе с упомянутыми материалами помогает защитить жилище от жаркого прибрежного климата. Еще одним отличительным элементом являются резные деревянные двери с богатым декором в прямоугольных стойках с прямыми притолоками. На них было принято арабским шрифтом вырезать цитату из Корана или информацию об уважаемом хозяине дома. Однако арки в дверях и проемах позднего влияния стали более частыми с XIX века.

Внутренняя часть домов распределена вокруг центрального внутреннего дворика, при этом пространство дома связано с портиком, скрытым стеной и отделенным от комнат, открытых для публики. Внутренние дворики — еще один ресурс для охлаждения дома, а также ключевой элемент уединения. Деревянные ставни, закрывающие проемы, пропускают мягкий дневной свет. Часто встречаются декоративные балконы и каменные скамейки, примыкающие к главному фасаду здания.

Влияние архитектуры суахили продолжается и, как продемонстрировала защита ЮНЕСКО многих ее проявлений, представляет собой культурную и городскую ценность, а также первоклассный туристический и ландшафтный ресурс. Возможно, поэтому, реставрируя старые здания или строя новые, многие отели и курорты перенимают традиционный стиль суахили, который является примером культурного обмена и адаптации к климатическим условиям в данной географической зоне. Наверное, остается сказать только одно: хакуна матата.

Этническая группа суахили простирается через Восточную Африку, в основном на побережье и островах Кении, Танзании и на севере Мозамбика. Хотя количество ее представителей составляет 1,8 миллиона по данным Joshua Projec, различные оценки показывают, что более 100 миллионов человек говорят на языке суахили, распространенном между Танзанией и Кенией и в приграничных районах Уганды, Мозамбика, Демократической Республики Конго, Руанды, Бурунди, Сомали, Замбии, Малави и северного Мадагаскара. Однако язык, родившийся на африканском побережье Индийского океана между 8 и 12 веками христианской эры в результате взаимодействия групп банту, арабов и персов, не единственное наследие суахили. Его влияние, масштаб которого дает представление о распространении его языка, распространяется на архитектуру всей географической области.

Многочисленные образцы архитектуры суахили можно найти в городских центрах Момбаса, Ламу и Малинди в Кении или Сонго Мнара, Килва Кисивани и Занзибар в Танзании (кстати, Ламу, Занзибар и Килва были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО), хотя ее влияние простирается от Мозамбика на юге до Сомали на севере. Как и язык, архитектура суахили представляет собой сочетание культурных элементов материковой части Африки с элементами Аравийского полуострова и Южной Азии. Ислам играет важную роль в городском планировании городов суахили. Они организованы в районы, разделенные стенами, где мечеть представляет собой центр каждого из них, от которого отходят характерные узкие улицы, ведущие на север, юг, восток и запад.

Типичным для архитектуры суахили является использование кораллового известняка в кирпичной кладке стен, в сочетании с балками из мангрового дерева для поддержки потолков и крыш, возведенных с помощью известкового раствора, песка и красной земли. И известняк, и мангровое дерево, и строительный раствор — все это местные материалы. Помимо этого, белый цвет преобладает на фасадах и стенах архитектуры суахили, что вместе с упомянутыми материалами помогает защитить жилище от жаркого прибрежного климата. Еще одним отличительным элементом являются резные деревянные двери с богатым декором в прямоугольных стойках с прямыми притолоками. На них было принято арабским шрифтом вырезать цитату из Корана или информацию об уважаемом хозяине дома. Однако арки в дверях и проемах позднего влияния стали более частыми с XIX века.

Внутренняя часть домов распределена вокруг центрального внутреннего дворика, при этом пространство дома связано с портиком, скрытым стеной и отделенным от комнат, открытых для публики. Внутренние дворики — еще один ресурс для охлаждения дома, а также ключевой элемент уединения. Деревянные ставни, закрывающие проемы, пропускают мягкий дневной свет. Часто встречаются декоративные балконы и каменные скамейки, примыкающие к главному фасаду здания.

Влияние архитектуры суахили продолжается и, как продемонстрировала защита ЮНЕСКО многих ее проявлений, представляет собой культурную и городскую ценность, а также первоклассный туристический и ландшафтный ресурс. Возможно, поэтому, реставрируя старые здания или строя новые, многие отели и курорты перенимают традиционный стиль суахили, который является примером культурного обмена и адаптации к климатическим условиям в данной географической зоне. Наверное, остается сказать только одно: хакуна матата.