Published On: 12.12.2019|Categories: Статьи|Tags: |

Туризм, в понимании перемещения людей с целью досуга, отдыха, знакомства с другими культурами, укрепления здоровья, бизнеса или семейных взаимоотношений, независимо от старинных его проявлений, всерьез проявился после Индустриальной Революции в XIX веке. Как таковой, данный феномен с тех пор не переставал расти. По данным Международной Организации Туризма в 2018 году международными туристами были совершены 1,4 миллиарда перемещений. Это шестая часть населения планеты и ожидается, что их количество вырастет на еще 400 миллионов в течение следующих 10 лет.

Влияние туризма на туристические направления в частности и на планету в целом не всегда негативно. В экономическом выражении, по данным МОТ, туризм составляет 5% мирового ВВП и создает одно из каждых 12 рабочих мест в мире, 55,5% из которых занимают женщины.

Кроме сухих статистических данных существуют и другие позитивные аспекты туризма. В первую очередь, туристические путешествия соединяют людей со всех уголков планеты, независимо от их расы, цвета кожи, возраста или пола, что позволяет обмен знаниями и мнениями о жизни и привычках, а значит обогащает и увеличивает кругозор.

С другой стороны, по уровню доходов туризм является основным, или вторым сектором индустрии для 20 из 48 наименее развитых стран Земли, что положительно влияет на уровень бедности на планете.

Туризм является еще и средством для расширения прав и возможностей коренных жителей, молодежи, женщин и людей с ограниченными возможностями. Через поддержку местных ремесленников, при покупке их произведений искусства, сувениров, туристы увеличивают их доходы, что в свою очередь помогает их семьям.

Однако, несмотря на позитивные аспекты туризма, растет в мире экологическое сознание и так называемый “стыд летать” является хорошим тому примером. При этом, авиация ответственна лишь за 2% газов, образующих парниковый эффект, против, например, 15,9%, связанных с автотранспортными перемещениями. Но что произошло бы, если бы человечество перестало летать? Первым эффектом стала бы потеря 65 миллионов рабочих мест, непосредственно относящихся к авиационным перевозкам пассажиров. И это не все.

Например, в Африке ожидается, что туристическая индустрия принесет 234 миллиарда евро доходов в 2030 году. Уберем эту сумму из африканской экономики и не только вырастет бедность на континенте, так как миллионы африканцев зависят от туризма, но и усилия по сохранению некоторых видов животных на грани исчезновения окажутся напрасными.

Так и есть. Многие правительства и местные сообщества африканского континента понимают необходимость защитить миллионы квадратных километров натуральной среды обитания животных, находящихся на грани исчезновения, среди которых последние места обитания носорогов и слонов. Здесь важна и деятельность многих туроператоров, помогающих финансировать мероприятия по сохранению львов, леопардов и гепардов. Более того, одной из основных причин того, что горные гориллы еще не вымерли является то, что туристы готовы платить за возможность наблюдать за ними в натуральной среде.

Как бы то ни было, никто не отрицает вредный эффект массивного туризма. Вытаптывание трав, внедрение новых видов в другие экосистемы, мусор и загрязнение среды являются примерами такого эффекта. И все же, большинство представителей туриндустрии действует, либо планирует действовать с большей ответственностью, понимая влияние собственной деятельности.

На многих направлениях туризм регулируется. Так например, на Галапагосских островах существует жесткий контроль за местами, которые разрешено посещать туристам, и сколько туристов может посетить ежедневно каждый остров.

Среди туристов растет интерес к так называемому экотуризму, и спрос на экологически устойчивые предложения и услуги, что вне всякого сомнения является новой возможностью, которую нужно использовать и поддерживать.

В заключение можно просто сказать, не нужно убивать туризм, просто сделаем его лучше.

Источники: Hosteltur 1, Hosteltur 2, Hosteltur 3, The New York Times, Contiki, The Independent, Wikipedia, OICA.