Когда в 1995 году Amazon начала продажу книг через интернет многие задавались вопросом о будущем книжных магазинов. По истечению двадцати лет набирает обороты закрытие гигантов розничной торговли (Radioshack, Sears, Walmart), растет паника и по всей географии США закрываются торговые центры.
Первые моллы появились в Соединенных Штатах в середине пятидесятых годов. Соединенные с растущими городскими перифериями новыми дорожными сетями они, вместе с автомобилем и рок-н-роллом, быстро превратились в места для сбора молодежи и в часть народной культуры (пересмотрите фильмы Терминатор или Назад в Будущее).
Это было отличное место чтобы поесть, сходит в кино и потратить деньги. Поэтому, когда подростки достигали соответствующего возраста родители оставляли их в торговых центрах в компании друзей. Кроме того, жилая недвижимость была дороже там, где поблизости был торговый центр с дорогими магазинами и хорошими ресторанами. В период между 1956 и 2005 годами в США были построены 1.500 моллов.
Но пришел коллапс. Сегодня в стране осталось около 1.100 и в течение 10 лет их останется, предположительно, не больше 800.
Одна из причин упадка заключается просто в том, что их было построено слишком много: в США на каждого жителя страны приходится 1,86 м2 площадей торговых центров. Это самый высокий в мире показатель. Он в три раза превышает великобританский и в шесть раз испанский, где на душу населения приходится 0,33 м2 моллов. Другими мотивами можно считать обеднение «среднего» класса и агрессивная конкуренция.
Однако, похоже, что основной причиной может быть изменение социальных привычек: с одной стороны, новые поколения тянутся к интернет потреблению, а с другой стороны, сегодняшнее население предпочитает собирать и делиться пережитыми опытами, а не товарами.
Похоже, что североамериканский розничный сектор не сдается без борьбы и вынужден адаптировать такие новые стратегии как бороться с цифровым бегством покупателей, добавляя новые пространства в виде офисов и резиденций (mixed-use), расширяя досуговые предложения (retailtainment) или создавая уникальные пространства с помощью тематической архитектуры (shopping destination).
Еще одной стратегией является объединение с феноменом интернета: магазины превращаются в выставочные залы (showrooms), снабженные вежливым профессиональным персоналом, который представляет продукт и помогает его купить через всемирную сеть. Эта стратегия усиливает имидж марки, уменьшает стоки (и, как ни странно возврат товаров) и снижает расходы на логистику.
Что произойдет в Испании, где также был пережит пузырь торговых центров и где проникновение смартфонов считается самым крупным в Европе?