На выходных в Катаре был открыт столь долгожданный Музей исламского искусства. Здание, спроектированное Ио Минг Пеем, стоимостью в 300 миллионов долларов (233 миллиона евро), откроется для посетителей в следующий понедельник.

Новый музей – главная жемчужина в амбициозном плане шейха Хамада аль-Тани по превращению Катара в культурный центр Среднего Востока. Данная цель, безусловно, прекрасно вписывается в ту манию коллекционирования, столь типичную для арабских монархий этих мест, являющуюся чуть ли не единственным стимулом международного рынка искусства в нынешний период кризиса. Однако эмир также ставит своей целью донести до остального мира отличный от общепринятого образ ислама и своего народа. «Мы хотим показать ценности исламской цивилизации и рассказать о важности её роли в сближении культур», — заявила во время инаугурации шейхиня Аль-Маясса бинт Хамад аль-Тани, дочь эмира, являющаяся также президентом Ведомства музеев Катара. С задержкой на год шейху Хамаду всё же удалось, наконец, осуществить свой грандиозный проект, которым его страна зажигает культурный факел, давно погасший в Каире или Дамаске.

Катар является страной с третьими по величине запасами газа в мире и, учитывая небольшое количество проживающих в нём коренных жителей (меньше трети от полутора миллионов обитателей), страной с самым высоким в мире доходом на душу населения (67.931 евро). Но, тем не менее, выделиться на фоне архитектурного безумия региона было не так-то просто. Для этого Катару пришлось воспользоваться своим главным козырем — Пеем, одним из произведений которого является стеклянная пирамида Лувра, удостоившаяся Притцкеровской премии. Архитектор сделал ставку на простые линии и кубические объёмы, вдохновлённые «строгостью и простотой» источника омовения каирской мечети Ибн-Тулун и крепости VIII века в Сусе (Тунис). Издалека кажется, что музей парит над водами Персидского залива, на самом же деле он возведён на искусственном острове в 60-ти метрах от бухты Дохи, на который можно добраться по пешеходному мосту или же на обычном катере.

Внутри музея царит смешение культурных стилей, а его колоннаду сравнивают с футуристским храмом. Купол высотой в 5,5 метров закрыт снаружи квадратной башней, а по бокам разместились слуховые окна в форме глаз, пропускающие свет внутрь. Помимо площади для экспозиций в 5.000 квадратных метров в главном здании, музей располагает библиотекой и дополнительным павильоном для образовательных программ.

Коллекция, собранная королевской семьёй в течение последнего десятилетия, включает в себя каллиграфические работы, миниатюры, керамику, ювелирные украшения, произведения столярного искусства, драгоценности, ковры и другие текстильные изделия. Происхождение этих предметов – как страны исламского мира, так и страны, испытавшие на себе его влияние – от Испании до Индии, со времён зарождения ислама в VII веке и до падения Оттоманской империи в начале XX века. Среди сокровищ коллекции эксперты выделяют бронзовую скульптуру головы оленя X века, являвшуюся частью фонтана одного из дворцов в Испании; астролябию того же века происхождением из Ирана или Ирака и шёлковый ковёр красных тонов, сотканный в XIV — XV вв. для Тамерлана, мусульманского правителя, сделавшего Самарканд столицей своей империи.

Ещё до того, как можно будет оценить значение музея для Катара и всего региона в целом, очевидно, что уже само его открытие дало новое дыхание международному рынку исламской культуры, который до сих пор оставался на втором плане. Аукционные дома «Sotheby’s», «Christie’s» и «Bonhams» получили рекордные выручки от продаж в ходе апрельской недели, посвящённой исламской теме. Эксперты не сомневаются в том, что покупатели коллекции для катарского музея упорно и не жалея средств собирали все артефакты, имеющие какое-либо отношение к истории ислама.

Источник: «El País»