Тематизация 360º

Новейшие технологии позволяют нам попасть в вымышленные места. Цифровой мир предоставляет зрителю возможность насладиться пластическим выражением, полным всевозможных деталей. Исчезает точка обзора, растворяется кресло, из которого мы наблюдаем спектакль, и зритель начинает открывать множество перспектив.

edge

Действительно, театральный дизайн декораций значительно эволюционировал со времен своих истоков в древней Греции. Концепция, теория и практика дизайна сцены и создания окружения адаптировались и переосмысливались на протяжении веков, включая религиозные постановки, гуляния в королевских садах и уличные ярмарки. В XIX и XX веках появление общества массового потребления – результата капиталистической системы – порождает феномен Всемирных выставок и позже – тематических парков, настоящей лаборатории атмосфер, ощущений и переживаний, которые оживляют мифы, легенды, приключения и фантастические и экзотические пейзажи.

Создание сцен с максимальным эффектом погружения является основной целью дизайна тематизации в современных развлекательных проектах. Но как можно определить это погружение? В двух словах, мы испытываем погружение в тематизированное окружение, когда мы чувствуем себя перенесшимися в другую среду, то есть, когда нам кажется, что мы находимся в том месте, которое было искусственно воссоздано.

Что происходит, когда мы чувствуем это погружение? Мы начинаем, сознательно или бессознательно, принимать решения, которые были бы логичными в среде, воссозданной при помощи тематизации, мы влезаем в шкуру искателя приключений, путешественника и получаем настоящее наслаждение.

Какие требования должно выполнять тематизированное окружение, чтобы быть эффективным? В целом окружение должно излучать достаточное количество сенсорных и логических сигналов, соответствующих среде, которая воссоздается. Это называется плотностью тематизации. И действительно, важно достигнуть оптимальной плотности подобных сигналов. Возможно, двух или трех, справа или слева, будет недостаточно. Импульсы должны поступать равномерно из всех направлений ко всем органам чувств, и чем больше, тем лучше. Например, приятно полюбоваться водопадом, но если мы также слышим звук падающей воды в сочетании с пением птиц, чувствуем аромат экзотических цветов, а капельки свежей воды ласкают нам лицо, то намного лучше!

В итоге, чем меньше пробелов в тематизации должен компенсировать или заполнять в уме пользователь, чтобы почувствовать себя погруженным, тем лучше. А как избежать этих пробелов кроме как при помощи соответствующей плотности импульсов? Посредством нескольких ресурсов:

1. Интересной истории, которая бы придала смысл тематизации и подготовила бы пользователя.
2. Избегая стимулов и сигналов, не соответствующих тематизации, любых знаков, предметов или поведения, которые бы напоминали пользователю о том, что он находится в развлекательном центре.
3. Возможность взаимодействия с элементами тематизации: разговаривая с персонажами, вызывая действия при помощи датчиков или кнопок, которые необходимо обнаружить.

Театральной сценографии недостаточно, чтобы поддерживать любопытство посетителя, превратившегося в исследователя и требующего новых эстетических переживаний. Поэтому новые тематические дизайны должны удовлетворять новое поколение зрителей, отвергающих устаревшие декорации, основанные на старых теориях.